Статья

МГТС: GPON – цифровая платформа Москвы

GPON

Проводя оптоволокно прямо в квартиры абонентов, МГТС решает задачи, позволяющие строить на новой GPON-сети решения, которые еще многие годы будут актуальны. Подробнее о целях и перспективах проекта рассказывает директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС Дмитрий Кулаковский.

CNews: На какой стадии сейчас находится проект построения сети GPON в Москве?

Дмитрий Кулаковский: Задачу создать сеть, которая сможет обеспечить столицу современными телеком-решениями, компания МГТС поставила перед собой в 2011 году. Фактически это означало построить 45 тыс. км. сети за три года, а также провести модернизацию телефонных станций, набрать и обучить людей для работы на новой технологии. Активное строительство началось в 2012 году, сейчас в проекте занято почти 3,5 тыс. специалистов, значительная часть которых работает в подрядных организациях. На первое полугодие 2014 года построено свыше 35 тыс. км. сети. Еженедельно мы вводим ВОЛС (волоконно-оптические линии связи) протяженностью три с половиной МКАД (350 км.).

Такими темпами до конца года мы построим большую часть городской сети. Сегодня более половины из 4,3 млн абонентов МГТС уже имеют техническую возможность подключить услуги оптической сети, из них более 800 тыс. на 1 июля уже стали клиентами МГТС по новой технологии.

Наше технологическое превосходство – сеть по наиболее скоростной оптической технологии – уже сегодня дает нам конкурентные преимущества. По итогам 2013 года мы стали одним из лидеров по чистому притоку абонентов. База подписчиков МГТС растет главным образом за счет расширения оптоволоконной сети GPON, к которой подключаются как абоненты МГТС, так и клиенты других компаний.

CNews: В чем заключаются бизнес-цели МГТС при реализации этого проекта?

Дмитрий Кулаковский: GPON – технология «оптики до квартиры (или объекта)», не имеющая ограничений по скорости передачи данных. Выбор этой технологии был продиктован бизнес-стратегией МГТС. Проект GPON позволит нам трансформироваться в мультисервисного оператора: мы будем зарабатывать не только на проводной телефонии, но и на различных современных сервисах на основе доступа в интернет. Мы предполагаем рост доли от нерегулируемых услуг до 2/3 к 2016 году. По итогам 2013 года их доля 41,1%.

На первое полугодие 2014 года построено свыше 35 тыс. км сети

Для выполнения этих планов компания полностью меняет бизнес-процессы, в том числе относящиеся к работе с клиентами. Так, в прошлом году МГТС провела ребрендинг, в рамках которого был обновлен не только фирменный стиль, но и каналы коммуникаций с клиентами. Мы сделали ставку на развитие широкой сети каналов обслуживания, удовлетворяющей запросам любой аудитории. Были обновлены центры продаж и обслуживания, запущены новый сайт и «личный кабинет» с широкой функциональностью, постоянно развиваются другие каналы дистанционного и самообслуживания. Сейчас офисы продаж имеют тестовые зоны и специализируются на продажах и консультациях.

Сервисы дистанционного обслуживания, в первую очередь, сайт с «личным кабинетом» и партнерские интернет-ресурсы нацелены на обслуживание клиентов через интернет, а также выполнение рутинных операций. Уже к концу года число посетителей сайта сравнялось с количеством клиентов в офисах продаж, а сегодня дистанционными каналами пользуется большая часть наших клиентов. Они чаще всего заходят на сайт для проверки возможности подключения GPON, чтобы узнать тарифы на доступ в интернет и отправить заявку на подключение услуг. По данным за первое полугодие 2014 года через «личный кабинет» абоненты активировали более 30% дополнительных услуг, что в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Мы одними из первых в отрасли внедрили систему дистанционного управления работой удаленного персонала – специалистов по подключению услуг и техническому обслуживанию. Автоматизация была проведена на базе решения SAP Click Software WFM и позволила нам в режиме онлайн контролировать сроки и качество выполнения нашими многочисленными сотрудниками заявок клиентов.

Для сохранения лидерства на московском высоко конкурентном рынке мы разработали технологическую стратегию. Она предусматривает создание сетевой инфраструктуры, способной предоставлять более 15 млн абонентам практически неограниченных объем самых современных, в том числе «трафикоемких», услуг без потери качества каждой. Мы проводим активную модернизацию АТС, сеть МГТС уже переведена на новое IMS-ядро, самое мощное в мире среди компаний-операторов фиксированной связи, внедрили самые современные системы технического мониторинга, которые позволяют гарантировать высокое качество услуг.

Реализация планов позволит большинству москвичей уже к концу года получить возможность подключить несколько сервисов с гарантией качества.

CNews: Что получат москвичи вместе с оптоволокном в своих квартирах и офисах?

Дмитрий Кулаковский: Пользовательский IP-трафик существенно растет каждый год. По данным Cisco Virtual Networking Index среднегодовой темп роста глобального пользовательского трафика до 2017 года составит 23%, причем растет и будет расти не только мобильный, но и фиксированный трафик – на 21% в год. Свой вклад сюда вносят и видеоконтент высокого разрешения, и «умные» телевизоры, и сервисы на базе видеонаблюдения и многое другое. Уже через два года типовой набор услуг в домохозяйстве будет включать сервисы телеметрии и видеонаблюдения, интернет, голосовую и видеосвязь, цифровое TВ для нескольких устройств, что потребует полосу пропускания данных на уровне 200 Мбит/c и более.

За первое полугодие 2014 года абоненты активировали более 30% дополнительных услуг

Все это в равной мере относится и к Москве. Около 30% подключенных к «оптике» абонентов выбрали тарифы со скоростью доступа от 40 Мбит/сек., 45% абонентов GPON подключает две и более IP-TV услуги, при этом мы фиксируем существенный рост видео-трафика.

Соответственно меняются требования к телеком-инфраструктуре: пропускной способности сети, надежности сетевой инфраструктуры. В этой сфере у МГТС есть большие преимущества, поскольку компания, проводя «оптику» в квартиры, предоставляет во многом революционные скорости соединения, обеспечивает симметричность сигнала – это важно для отправки данных от абонента, – и т.д.

CNews: Какие проекты вы ведете с государством и какие услуги предоставляете корпоративным клиентам?

Дмитрий Кулаковский: Технология GPON позволяет проводить сложнейшие инфраструктурные проекты, в которых будет реализовано интеллектуальное управление на уровнях отдельных домов, районов и целого города.

МГТС давно участвует в городских проектах, обеспечивая видеонаблюдение в жилых районах, организуя беспроводной доступ в интернет в московских школах, а также оказывая услуги связи для управления пассажиропотоком на транспортно-пересадочных узлах.

Всего в Москве установлено более 47 тыс. наших видеокамер, передающих данные городским службам. О результатах работы говорят представители правительства Москвы, по оценкам которых, эти камеры позволили сократить преступность в городе на 9%.

45% абонентов GPON подключают две и более IP-TV услуги

Еще один аспект использования камер наблюдения – контроль работы подрядчиков, убирающих городские улицы и выполняющих другие работы в сфере ЖКХ. Недобросовестное отношение к своим обязанностям наказывается: за 2013 год подрядным организациям в сфере ЖКХ были выписаны штрафы на сумму более 1,2 млрд рублей. В начале 2014 года МГТС выиграла тендер на оказание услуг связи для управления и мониторинга пассажиропотока на объектах транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Мы рассчитываем на рост рынка госзаказов.

Технологическое превосходство сети GPON является точкой роста компании и в бизнес-сегменте. Наше основное преимущество здесь – серийная доступность (то есть без дополнительных затрат на подключение) сверхскоростей, а также широкий набор технологий и сервисов в рамках группы МТС. Компания уже сегодня предлагает интернет на скорости до 500 Мбит/с, высокоскоростные каналы VPN, подключение офисных АТС, цифровое телевидение, а в ближайшее время выведет на рынок новую услугу - видеоналитику.

Кроме того, компания разработала широкую линейку тарифов для малого и среднего бизнеса, включающие пакетные предложения Double иTriple Play. По итогам 2013 года, доля пакетов в новых подключениях малых и средних компаний выросла с 8 до 21%, наибольшим спросом пользовалось одновременное подключение ШПД и телефонии. Объем этого рынка в денежном выражении, по оценке МГТС, может вырасти с 4 до 10 млрд руб. к 2015 г. При этом услуги, подключенные на базе технологии GPON , позволяют сократить операционные издержки и повысить управляемость бизнес- процессами компаний.

CNews: Как вы относитесь к растущей в мире популярности программно конфигурируемых сетей (SDN)? Есть ли у вас планы по внедрению этих технологий?

Дмитрий Кулаковский: Сегодня специалисты МГТС изучают возможность применимости концепции SDN на наших сетях. Для ее апробации в 2015 году мы запустим пилотный проект на одном из участков сети, чтобы проверить ее эффективность в реальности.

Мы рассчитываем, что этот «пилот» позволит МГТС создать гибкую сетевую архитектуру, чтобы быстрее и с меньшими затратами внедрять новые сервисы и услуги, повышать качество обслуживания абонентов компании.

Компания сегодня предлагает интернет на скорости до 500 Мбит/с

Пилотный проект будет реализован на базе одного из районов города Москвы совместно с одним из разработчиков системы, который будет определен позже.

После получения результатов «пилота» будет принято решение о применении данной концепции на сети МГТС. Основными сложностями, которые мы видим при реализации данного проекта, являются вопросы совместимости существующего оборудования и предлагаемыми разработчиками решений, а также отсутствие опыта внедрения SDN на действующие сети оператора.

Для реализации концепции SDN МГТС на своих сетях в компании разрабатывается комплексная программа, включающую работы по модернизации существующего программного обеспечения сетевого оборудования закупку SDN – контроллера, и т.д.

Отличие программно конфигурируемых SDN-сетей от традиционных состоит в том, что в сети SDN топология определяется контроллером, а все устройства работают на основании правил, которые непрерывно от него получают. В традиционной же сети каждый маршрутизатор настраивается независимо от других и самостоятельно определяет маршруты пересылки пакетов в соответствии со своими правилами, что ведет к дополнительным затратам как в финансовом, так и человеческом плане. В перспективе технология SDN позволит убрать основные функции управления из сетевого оборудования и переместить их в программно управляемые контроллеры, что облегчит ее автоматизацию и позволит уменьшить расходы на ее обслуживание.