Обозрение подготовлено При поддержке
CNewsAnalytics DIXIS

Сотовая связь заглатывает все больше

Сотовая связь заглатывает все большеСодержание:

Сотовая связь в мире: экспоненциальный рост
Азия лидирует, Европа наступает…

Рынок сотовой связи продолжает расти как в количественном, так и в качественном выражении. Взрывное увеличение числа абонентов в странах с развивающимися рынками притягивает производителей и инвесторов. В государствах с высоким уровнем проникновения сотовой связи растут доходы от неголосовых услуг. На этом фоне продолжается жесткая конкуренция стандартов, операторов и диллеров.

Сотовая связь в мире: экспоненциальный рост

Сотовая связь сразу своего появления развивалась бурными темпами. Число пользователей росло практически по экспоненциальному закону. В результате, к концу 2003 года число обладателей мобильных телефонов составило более 1,3 млрд. человек, что почти в 40 раз больше, чем 10 лет назад.

Несмотря на столь значительный рост, насыщения этого сегмента телекоммуникационного рынка еще не насупило, и прогнозы на будущее остаются весьма радужными. Так, по оценкам компании Nokia, абонентами сотовой связи к 2008 году станут 2 млрд. человек, а к 2015 году пользоваться сотовыми телефонами будет половина населения Земли (около 4 млрд. человек).

Число пользователей мобильной связи в мире в 1991–2003 гг., млн. чел.

Число пользователей мобильной связи в мире в 1991-2003 гг., млн. чел.

Источник: ITU

Многие аналитики сходятся во мнении, что расширение абонентской базы будет происходить в основном за счет стран с развивающимися рынками (Китай, Индия, Индонезия, Бразилия, Россия и др.). В том числе и по этой причине производители поддерживают выпуск простых и дешевых моделей телефонов для национальных рынков.

Развивающиеся рынки показывают действительно хорошую динамику, обгоняя страны с развитой экономикой. По данным ИА «Синьхуа» за 4 месяца текущего года число пользователей мобильной связи в Китае выросло на 27,1 млн. человек до 295,8 млн. Сектор мобильной связи приносит около половины доходов всей телекоммуникационной отрасли КНР. По прогнозам аналитиков, к концу текущего, 2004 г. пользоваться мобильными телефонами будет каждый четвёртый житель Китая. Ожидается, что уровень проникновения мобильной связи в целом по стране составит 24,5%, а общая абонентская база увеличится до 320 млн. человек.

Неудивительно, что многие операторы, которые поначалу с большим рвением взялись за 3G, все больше внимания обращают на эти и другие перспективные регионы. Показательный пример — гонконгский промышленный конгломерат Hutchison Whampoa создает новое подразделение HIT (Hutchison International Telecom). Зоной его интересов будет предоставление услуг на рынке мобильной связи (без учета 3G) на быстрорастущих рынках Индии, Израиля, Шри-Ланки, Макао, Таиланда, Ганы и Парагвая.

Прирост числа абонентов сотовых сетей GSM в 2003 г., млн. чел.

Прирост числа абонентов сотовых сетей GSM в 2003 г., млн. чел.

Источник: GSM Association

Азия лидирует, Европа наступает…

По данным аналитического агентства IDate, в тройку лидеров по числу подписчиков сотовой связи вошли — Азиатско-Тихоокеанский регион (38%), Европа (33%) и Северная Америка (13%).

Похожие с Nokia (см. выше) оценки по числу пользователей мобильной связи в мире дает компания Ericsson. По ее данным на сегодняшний день уровень проникновения сотовой связи на планете составляет 21% с общим числом абонентов 1,34 млрд. Аналитики предсказывают увеличение числа абонентов еще на 1 млрд. за период до 2008 года. 80% из этих новых абонентов приходятся на страны с развивающимися рынками.

Так доходы от услуг мобильной связи в Корее, согласно данным IDC Korea, через пять лет составят три четверти от всей выручки телекоммуникационного сектора страны. За это время рынок мобильной связи вырастет в 2,5 раза, увеличиваясь каждый год на 20% с 13,2 трлн. вон в 2003-м до 32,3 трлн. вон в 2008-м. На этом фоне проводная телефония в стране практически не будет развиваться: IDC предсказывает увеличение с 10,8 трлн. вон лишь до 11,1 трлн. вон за тот же период. В итоге, 74% рынка телефонии будет беспроводным. Как считает Ха Ки-сеок (Ha Ki-seok), аналитик компании, частота голосовых звонков достигла насыщения в обоих сегментах рынка, но, в отличие от проводного, беспроводной позволяет получать дополнительный доход от мобильного контента и дополнительных услуг. По его мнению, доходы в сотовых сетях от неголосовых услуг до 2008 года будут расти ежегодно на 42%. К тому же 2008 г. доля таких услуг на рынке сотовой связи составит 32% против 13% в настоящее время. «Рост числа абонентов останется неизменным, и операторы мобильной связи сосредоточатся на предоставлении персонализованных пакетов услуг своим старым клиентам,» — полагает Ха Ки-сеок. Свою роль в росте мобильного рынка также сыграет конвергенция, позволяющая получать комбинированный доступ к сети с единого портативного устройства, сообщает Korea Times.

Мобильный обмен данными на период до 2008 г. называют в качестве основного стимулятора роста доходов операторов сотовой связи в Западной Европе. Согласно докладу Yankee Group, «голосовые» деньги достигнут к этому сроку $124 млрд. При этом объем рынка услуг передачи данных за пять лет более чем удвоится и достигнет $50 млрд. «Доходы от развлекательных услуг будут ключевым фактором долгосрочного роста, а видео, музыка и игры будут расти во впечатляющих масштабах, по сравнению с традиционными приложениями — обменом сообщениями, который начнет страдать к 2008-му», — считает директор Европейского отделения Yankee по исследованиям в этой отрасли Деклан Лонерган (Declan Lonergan). По прогнозам Yankee Group, использование обмена данными в бизнесе к 2008 году также удвоится.

С этими прогнозами коррелируют оценки других аналитиков. Например, исследовательская фирма Mobinet утверждает, что к 2005 году 41% абонентов мобильной связи будут регулярно и в больших объемах обмениваться данными через сотовые сети, что в четыре раза больше, чем в 2003 г.

Резкий рост интереса к таким услугам произойдет после увеличения скорости передачи данных, повышения уровня безопасности и снижения тарифов. Наибольший интерес абоненты проявляют к мобильным играм, электронной почте, передаче фотографий, музыки и новостным сообщениям. Новостные сервисы способны выйти на массовый рынок, утверждает Mobinet. Выводы были сделаны на основе опроса 4,5 тысяч человек в 13 странах, проведенного консалтинговой компанией A. T. Kearney и Институтом менеджмента Judge при Кембриджском университете.

Рынок будет увеличиваться, в первую очередь, за счет двух факторов: увеличения числа телефонов с мультимедийными возможностями и повышения качества оказываемых услуг. 49% телефонов на мировом рынке имеют мультимедийные возможности и уже 25% пользователей пользуются услугами обмена данными через сотовые сети.

«Объем рынка услуг беспроводного обмена данными особенно растет на азиатском рынке и среди возрастной группы до 25 лет. Пользователи оценили данные сервисы и планируют использовать их чаще в будущем.» — сказал вице-президент A. T. Kerney Марк Пейдж. Однако и более возрастные пользователи с устойчивым доходом заинтересованы в таких услугах. Так, 48% пользователей камерафонов из возрастной категории 35–44 года регулярно отправляют фотографии, а 66% пользуются текстовыми сообщениями.

Среди тех, кто не собирается передавать данные через мобильные сети, 35% назвали в качестве причины дороговизну, 18% — низкую скорость обмена. Это примерно такие же показатели, как и в прошлогоднем опросе. Отличается только уровень озабоченности безопасностью: за год он вырос с 10% до 22%. Тем не менее тех, кто оплачивает услуги мобильной связиь, стало втрое больше — 10% против 3% в прошлом году. «Операторам мобильной связи необходимо много работать, чтобы достичь резкого роста объема продаваемых услуг, ведущего к значительному росту доходов,» — заключает Пейдж."

Распространение мобильной связи в мире

Распространение мобильной связи в мире

Источник: IDate

Таким образом, на мировом рынке мобильной связи наблюдаются следующие основные тенденции:

  • Рост абонентской базы происходит, в основном, за счет стран с развивающимися рынками (в Азии — Китай и Индия; Латинская Америка, Африка и, в меньшей степени, Ближний Восток).
  • Рост доходов от услуг передачи данных наблюдается в странах с более развитыми рынками (Япония, Корея, Западная Европа и, в меньшей степени, Северная Америка).
  • Наметилась тенденция к росту рынка услуг передачи данных на развивающихся рынках Восточной Европы и Латинской Америки.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2004 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS