Обзор подготовлен

версия для печати
Порталы: от информирования к проведению аукционов

Порталы: от информирования к проведению аукционов

В соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ от 24.07.2007 с 1 января 2010 года Правительством Российской Федерации должен быть определен официальный сайт в сети Интернет для публикации информации о размещении государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Сегодня на просторах Интернета размещены тысячи аукционных площадок. В большинстве случаев информация на них далеко не полная, разрозненная и несистематизированная. Осуществлять контроль над большинством сайтов со стороны госорганов практически не представляется возможным. В целом ситуацию можно охарактеризовать как информационный хаос.

Основные требования закона

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 17 марта 2008 г. № 179 утвердило Положение о пользовании сайтами в сети интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд. Утверждены требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения использования сайтов электронных аукционов.

От информационного сайта к порталу госзакупок

Источник: ГУП «ГНПП "Гранит-Центр"»

Проведение открытых аукционов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти, который вправе привлечь для проведения открытого аукциона оператора, владеющего необходимыми техническими средствами и сайтом. Информация о размещении заказов должна быть круглосуточно доступна пользователям сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.

На сайтах в обязательном порядке размещаются: информация о проведении открытого аукциона, предусмотренная законодательством Российской Федерации о размещении заказов; информация об операторе (официальное наименование, адрес места нахождения, контактный телефон, факс, адрес электронной почты); регламент проведения открытого аукциона, утвержденный оператором в соответствии с законодательством РФ; извещения о проведении открытого аукциона и протоколы его проведения либо ссылки на их официальные источники; график работы сайта при проведении открытого аукциона; информация о размещении заказов.

Специалисты по государственному заказу прогнозируют активное развитие электронных аукционов по всей стране. По мнению консультанта отдела государственных закупок Минэкономразвития России Дмитрия Серединцева, электронные аукционы со временем займут лидирующие позиции в структуре госзакупок. «В настоящее время Законом № 94-ФЗ установлена максимальная сумма, на которую можно провести электронный аукцион, – 1 млн. рублей, однако с 2011 года данное ограничение будет снято, что позволит размещать заказы любой стоимости и сложности, вне зависимости от цены контракта,—считает он.—То есть, за исключением формы участия поставщиков (с использованием компьютерной техники и сети интернет вместо непосредственного участия в процедуре), электронный аукцион встанет в один ряд с более распространенными в настоящее время конкурсом и аукционом».

Вместе с тем, в настоящее время отсутствует должное нормативно-правовое обеспечение в сфере использования электронной цифровой подписи (ЭЦП) и электронного документооборота. «До сих пор достаточно тяжело закрепить статус «юридически значимых» за определенными действиями пользователей в сети Интернет,—продолжает Дмитрий Серединцев,—отсутствуют действенные механизмы идентификации пользователей». Решением может стать объединение усилий государства и разработчиков автоматизированных систем по созданию единых стандартов электронного документооборота и ЭЦП в Российской Федерации, либо создание альтернативных механизмов проведения электронных торгов, позволяющих обходится без использования ЭЦП. Такие площадки уже существуют, и их деятельность полностью находится в рамках действующего законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Единый портал госзакупок

С момента вступления в силу закона 94-ФЗ о госзакупках наряду с печатными средствами массовой информации (СМИ) появился новый ресурс для опубликования всей информации о размещении госзаказа для федеральных нужд – Федеральный портал госзакупок. Осенью 2007 года вступили в силу новые поправки в данный закон, которые с 1 января 2008 года отменили публикацию информации о размещении госзаказа в федеральных СМИ. В результате Федеральный портал становится единственным официальным источником информации обо всех федеральных закупках.

Основные задачи данного ресурса: объединить всю информацию о государственном заказе по всей стране на едином ресурсе, предоставить необходимый инструментарий по организации процедур торгов для государственных заказчиков, осуществлять анализ поступающей на сайт информации и получать аналитические данные в режиме реального времени.

Федеральный портал создается на базе обновленного сайта государственных закупок и должен был заработать в полную силу с середины апреля 2008 года (фактически был сдвиг ранее названного срока). Среди основных нововведений Федерального портала: исключение оператора из процесса опубликования извещений о государственных закупках—государственный заказчик теперь будет делать это самостоятельно, используя специальные формы и шаблоны; наличие системы автоматической проверки ввода сведений на соответствие требованиям законодательства о размещении заказов – позволит сократить число нарушений процессуального характера (несоблюдение сроков, незаполнение обязательных информационных полей и т.п.); наличие удобной системы поиска—благодаря единому формату публикуемых данных пользователям будет проще искать нужную информацию, указывая необходимые параметры; автоматическое формирование извещений и протоколов.

На новый портал госзакупок возлагаются большие надежды, что неоднократно отмечалось на прошедшем недавно форуме «Госзаказ-2008». Заместитель директора Департамента стратегии социально-экономических реформ Минэкономразвития Анна Катамадзе отмечает, что создание единой «доски объявлений» позволит повысить прозрачность торгов, расширить возможности для участия в торгах широкого круга хозяйствующих субъектов, обеспечить должный контроль над размещаемой информацией. Регионы и муниципалитеты могут продолжать публиковать информацию о госзаказе на своих сайтах, но они не будут носить статус официальных.

Федеральный портал госзакупок

Источник: Минэкономразвития РФ

На сегодняшний день существует примеры удачного проведения электронных торгов посредством организации единых порталов. Наиболее впечатляющих результатов удалось достичь в Москве. Руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев видит решение проблемы эффективного размещения госзаказа в создании Единых торговых площадок. Внедрение подобных площадок на федеральном и региональном уровнях позволит сформировать унифицированную высокотехнологичную инфраструктуру для проведения государственных тендеров и аукционов, что фактически позволит внедрить единый стандарт госзакупок на всей территории страны. А это, в свою очередь позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, снизить издержки и риски устроителей торгов, будет способствовать развитию конкуренции. Будут решены и вопросы, связанные с обеспечением контроля над всеми процедурами, связанными с размещением государственного заказа.

Особое внимание в столице уделяется электронным аукционам, которые проводятся с 2006 года. Объем торгов, проводимых путем электронных аукционов, постоянно растет. Удобство и эффективность данного механизма признали как поставщики, так и заказчики. Вместе с ростом количества проведенных торгов увеличивается и число участников электронных аукционов, а следовательно, обостряется конкуренция. Экономия бюджетных средств за счет снижения цен достигает 20%.

Портал Госзакупок Москвы

Источник: Правительство Москвы

Резюмируя сказанное, следует отметить, что механизмы ведения электронных торгов в Российской Федерации необходимо совершенствовать и унифицировать. Все процедуры должны быть четкими и понятными как заказчикам, так и поставщикам, а их техническая реализация не должна быть слишком сложной. Ведь, по словам Анны Катамадзе, одна из самых острых проблем госзаказа – это кадры, которых не хватает, а многие просто не готовы к применению непростых механизмов, построенных полностью на интернет-технологиях. «Уже сегодня там, где менеджмент готов внедрять новые технологии – все получается, – уточняет Анна Катамадзе. – У нас есть регионы, которые активно применяют электронный аукцион. Они идут уже не за законом № 94-ФЗ, а впереди его».

Максим Никитин/CNews

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS