версия для печати
Госсектор устремился в облака

Госсектор устремился в "облака"

Российские государственные структуры только начинают использовать облачные технологии. Первый масштабный проект был запущен в работу в этом году. Но разработчики уверены, что в ближайшем будущем спрос начнет неуклонно расти.

На сегодняшний день облачные решения только прокладывают себе дорогу во всех секторах, в том числе и государственном. Наиболее масштабным государственным XaaS-проектом является "Национальная облачная платформа", запущенная в мае 2012 г. "Ростелекомом" и доступная в домене О7.com. Он создается в рамках программы "Информационное общество (2011 - 2020)". На разработку сервиса в ближайшие 3 года должно быть выделено из государственного бюджета 476 млн руб., еще столько же потратит на это решение "Ростелеком".

Национальная облачная платформа представляет собой комплекс интегрированных информационных систем, предназначенный для предоставления услуг по облачной модели органам исполнительной власти различного уровня, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и физическим лицам. Сервисы платформы О7.com призваны решить сразу несколько глобальных задач. Для государства и граждан это информатизация основных социальных сфер, таких как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и безопасность. В свою очередь, коммерческие и бюджетные организации с его помощью смогут автоматизировать большинство бизнес-процессов и тем самым снизить затраты на содержание собственной инфраструктуры.

"У национальной облачной платформы большой потенциал, мы рассматриваем ее не просто, как национальный сегмент, а как конкурентное в мировом масштабе решение. Компания разрабатывает облачные решения для общенационального использования в сфере здравоохранения, образования, безопасности, жилищно-коммунальных услуг, для административных учреждений, предприятий малого и среднего бизнеса, частных лиц", - говорят в  "Ростелекоме".

В сентябре 2011 года "Ростелеком" подписал соглашение о сотрудничестве с Microsoft.  "Государственные структуры в разных странах зачастую решают очень похожие задачи - как сделать государственное управление более эффективным, как выстроить взаимодействие с населением страны, как обеспечить прозрачность  государственных структур и обеспечить доступ к различным сферам деятельности той или иной структуры, как обеспечить государственных служащих необходимым инструментарием для эффективной работы. В этой связи интерес к облачным технологиям, как к технологиям, которые обеспечивают решение всех этих задач, очень велик", - комментирует Николай Прянишников, президент Microsoft в России.

Первые сервисы

Первый из сервисов Национальной облачной платформы, услуга О7.Бизнес, был представлен совместно "Ростелеком", Microsoft и "1С" на выставке "Связь-Экспоком" в мае 2012 г. Услуга предназначена для предприятий малого и среднего бизнеса, бюджетных учреждений, а также органов государственной власти и местного самоуправления. Пользователь сервиса получает возможность автоматизировать сразу несколько бизнес-процессов: бухгалтерский учёт, ведение клиентской базы, анализ продаж, документооборот, логистику и коммуникации. Сервис доступен с различных устройств, в том числе и смартфонов.

В июле 2012 г. был представлен другой сервис Национальной облачной платформы, 07.Док, реализованный в сотрудничестве с компанией "Электронные офисные системы" (ЭОС). Он создан на платформе ЕСМ-класса eDocLib и интегрирован  с региональной инфраструктурой электронного правительства (РИЭП). Сервис для автоматизации электронного документооборота в организациях и предприятиях различных размеров и сфер деятельности. "Мы замечаем большой интерес к сервису в регионах, а также их готовность получать информацию об облачных решениях, проводить пилотные внедрения", - рассказывает Иван Скородумов, начальник отдела "Электронное правительство" компании "Электронные офисные системы". Сегодня на платформе O7 работают также сервисы  O7.Медицина,  О7.Образование, О7.ЖКХ и О7.112.

Вступление в силу с 1 сентября 2012 г. нового законодательства в отрасли ЖКХ послужило стимулом для выпуска SaaS-платформы "Виртуальный ИРЦ ЖКХ", разработанной компанией ПАФЕС. Пилотное версия была внедрена в Московской области. Сервис позволяет автоматизировать взаиморасчеты в свете нового законодательства и предназначен для всех участников отрасли: сотрудников управляющих компаний (МУП, ТСЖ, РКЦ и т.д.), квартиросъемщиков, поставщиков ресурсов и услуг, государственных служб.

"Нужно отметить, что государство, в плане применения облачных технологий, идет впереди бизнеса и существенно его опережает. Думаю, что 2013 г. будет годом облачных технологий. Начнутся реальные массовые внедрения в противовес сегодняшним  единичным, осторожным экспериментам", - уверен Иван Скородумов. "Опыт России уникален. Огромная территория, которую занимает наша страна, и ее административная структура, огромное  количество муниципальных образований делают внедрение облачных технологий еще более актуальным вопросом и диктуют необходимость их внедрения", - добавляет Николай Прянишников.

Необходимые меры

Реализация Национальной облачной платформы, а также продвижение облачной  модели в госведомствах свидетельствуют о том, что государство заинтересовано в использовании  этой технологии. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо решить вопросы не только технологического, но, прежде всего, правового характера. И первые шаги в этом направлении уже делаются. "С 2009 г. в законодательстве появились изменения, сделавшие возможным электронный документооборот в секторе B2B: снят запрет с использования электронного счета-фактуры, утверждены форматы электронных первичных документов и т.д.", - рассказывает Антон Сизов, менеджер проекта "Диадок" компании "СКБ Контур". В результате сегодня ФНС открыто поощряет использование электронных документов: на местах в инспекциях проводятся последние испытания приемочных комплексов для обработки электронных документов при проверках.

Необходимы также и технические усовершенствования инфраструктуры на местах. "Если смотреть с точки зрения конечного пользователя, то единственно  необходимое условие для облачных сервисов в инфраструктурном и технологическом плане – это достаточно "широкий" и надежный интернет-канал", - считает Сергей Полтев,  менеджер по продуктам компании ЭОС.  "Не все уголки России могут похвастаться качественным интернет каналом, а иногда и вообще наличием доступа в сеть, что является серьезным препятствием реализации "облака", - уверен Янис Мовсесян, руководитель отдела развития системной интеграции компании "1С-Рарус". 

Кроме того, провайдеры облачных услуг должны доказать заказчикам, что использование облачных технологий абсолютно безопасно с точки зрения обеспечения сохранности и неприкосновенности данных. "Федеральные и региональные ведомства активно интересуются облачными сервисами, но у них в большей степени прослеживаются опасения, связанные с хранением ведомственных данных в облаке", - рассказывает Иван Скородумов.

Наталья Чумарова

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS