Обзор подготовлен

версия для печати
Корпоративная телефония: кризис будит программные решения

Корпоративная телефония: кризис будит программные решения

Кризис тормозит создание новых фирм и расширение старых, а вместе с этим – и продажи нового оборудования корпоративной телефонии. С другой стороны, многие из систем доживают свой век - их пора менять. Возможно, как раз наступает момент, позволяющий обратить больше внимание на недорогие программные решения, в том числе и с открытым кодом.

По данным Infonetics Research, мировой рынок корпоративной телефонии в 1 квартале 2008 года вырос по отношению к 1 кварталу 2007 года на 6% - до 2,5 млрд долл. По сравнению же с предыдущим кварталом (4 кв. 2007 года) мировые продажи снизились на 2%. Самый высокий рост наблюдался в Азиатско-Тихоокеанском регионе (26%), а Северная Америка и EMEA, напротив, показали слабые результаты. Аналитики связывают это с неопределенностью мировой экономики, которая задела эти рынки в большей степени, чем остальные. Ведь, по мнению экспертов, один из основных драйверов продаж УАТС - это создание новых и расширение существующих бизнес-структур. Тем не менее, прогнозируют, что рынок по итогам всего 2008 года вырастет и превысит отметку 10 млрд долл. С другой стороны, ожидается, что по итогам года продажи традиционных TDM-станций впервые упадут ниже 1 млрд долл.

По версии Infonetics Research, в список 6 ведущих производителей систем PBX/KTS по итогам 1 квартала 2008 года вошли Nortel, Cisco, Avaya, NEC, Alcatel-Lucent и Siemens. Вместе они захватили примерно 3/4 рынка корпоративной телефонии. При этом Cisco – это единственная компания, которой удается наращивать свою рыночную долю по объему доходов, "отъедая" ее у конкурентов. Ситуация так же благоприятствовала  производителям софтфонов – мировые поставки в этом сегменте выросли по отношению к предыдущему кварталу на 76%. 

Одна из основных тенденций на мировом рынке корпоративной телефонии связана с конвергенцией телефонных сетей и сетей передачи данных. По данным Canalys каждая четвертая линия корпоративной телефонии, поставленная в регион EMEA в 2007 году, являлась IP-линией. При этом около 70% всех IP-линий были поставлены среднему и крупному бизнесу. По прогнозам к 2012 году доля таких линий в общем объеме продаж достигнет примерно 70%, а в целом поставки всех линий достигнут максимума в 2010 году. К этому времени их число составит без малого 26 млн, а затем инвестиции начнут снижаться.

Всего в EMEA в 2007 году было продано более 24 млн телефонных линий систем  с функционалом управления соединением (УАТС), что на 7% превышает показатель 2006 года. Доля региона в мировых продажах (по количеству линий) самая высокая среди других – 43%. Далее следуют Азиатско-Тихоокеанский регион (25%), Северная (24%) и Латинская (8%) Америка. В целом мировые поставки оборудования для корпоративной телефонии выросли на 5% - с 53 млн линий в 2006 году до 56 млн в 2007 г.

Сектор систем управления соединением (call control systems), где лидируют Siemens, Alcatel-Lucent, Avaya, Nortel, Aastra и Cisco, принесли поставщикам 3,5 млрд евро из общих 9 млрд евро рынка унифицированных коммуникаций (также включает устройства для конечных пользователей, системы конференцсвязи, контакт-центры и системы передачи сообщений (messaging).

Рынок корпоративных систем управления соединением, EMEA, 2006-2007

Вендоры Поставки в 2007 г
(млн линий)
Доля (%) Поставки в 2006 г
(млн линий)
Доля (%) Рост 2007/2006
(%)
Siemens 3,5 14,7 3,5 15,7 - 0,2
Alcatel-Lucent 3,5 14,4 3,5 15,5 - 0,7
Avaya 2,5 10,3 2,3 10,0 9,6
Nortel 2,3 9,6 2,2 9,6 7,2
Aastra 2,2 9,2 2,3 10,1 - 2,4
Cisco 1,9 8,1 1,5 6,6 31,8
Другие 8,1 33,6 7,3 32,5 10,3
Всего 24,0 100 22,5 100 6,7

Источник: Canalys, 2008

Однако переход на IP-телефонию в EMEA происходит медленнее, чем ожидалось ранее. Особенно это касается малого бизнеса, который более чувствителен к ценам (IP-решения, как правило, дороже традиционных, а для их эксплуатации требуются дорогие ИТ-специалисты). С другой стороны, средние и крупные компании могут себе позволить инвестировать в конвергентные сети в надежде сократить издержки в дальнейшем. Кроме того, многие системные интеграторы нацелились именно на этот сегмент, а их попытки освоить малый бизнес часто заканчивались неудачно. Эту нишу пытаются занять сами вендоры, ищущие новые возможности для своего роста. Однако здесь, по мнению аналитиков Canalys, им придется столкнуться с усилившейся конкуренцией со стороны провайдеров услуг хостинга (например, IP-Centrex) и со стороны вендоров, которые поставляют телефонные программные приложения с открытым кодом (Asterisk и sipXecs). К числу последних относятся Aastra, Astimax, Digium, Nortel и Vertico Software, цель которых – снижение стоимости конечных продуктов, упрощение инсталляции и обслуживания для малого бизнеса.

В целом, как считают эксперты, корпоративная телефония в регионе EMEA имеет неплохие перспективы, несмотря на экономическую неопределенность, которая заставит некоторые компании отложить покупку новых систем до лучших времен. По расчетам аналитиков, большая доля оборудования была приобретена около 10 лет назад, и в ближайшие 3 года ему потребуется замена. Это и создает условия для ускорения инвестиций в новые IP-решения вплоть до 2010 года, когда продажи телефонных линий достигнут максимума.  

В течение 2007 года конкуренция в регионе EMEA оставалась довольно высокой. Siemens и Alcatel-Lucent, по данным Canalys, сохранили свои лидирующие позиции, хотя и потеряли долю рынка. Ожидается, что разрыв между двумя лидерами и остальными игроками рынка по итогам 2008 года продолжит уменьшаться. Avaya усиливает свои позиции в Западной Европе, а также на быстрорастущих рынках России и Ближнего Востока. Nortel, тем временем, старается извлечь выгоду из своего альянса с Microsoft (Innovative Communications Alliance), а так же инвестирует в расширение каналов, обслуживающих малый и средний бизнес. Aastra может потеснить лидеров, если ей удастся удачно интегрировать приобретенное подразделение Ericsson по выпуску УАТС в свой бизнес. Cisco поднимется вверх по списку лидеров, если сохранит существующие темпы роста.

Некоторые из этих прогнозов, похоже, уже сбываются. Так, продажи Aastra в сегменте корпоративных коммуникаций в Европе увеличились в 3-м квартале 2008 года на 50,6% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года (со 117,1 млн долл. до 176,5 млн долл.), а в целом по миру – на 59%. Компания напрямую связывает свои успехи со сделкой по покупке подразделения Ericsson, которая была закрыта 30 апреля 2008 г. Без учета этого приобретения рост продаж составил всего 6,6%.

Российские темпы

Российские темпы роста продаж решений для корпоративной телефонии превышают общемировые. По оценке экспертов, российский рынок коммутационного оборудования в среднем растет на 10-15% в год (по количеству портов), а в сегменте малых станций (20-50 портов) – примерно на 10%. При этом наибольшие темпы роста (20-30%) наблюдаются в сегменте средних систем (50-1000 портов), а рост продаж больших АТС (от 1000 портов) менее заметен. Достаточно динамично развивается сегмент унифицированных коммуникаций (UC) – на уровне 30-50% в год, хотя доля таких решений все еще очень мала.

Сегмент небольших аналоговых станций практически полностью занят компанией Panasonic, которая наряду с компаниями Alcatel-Lucent, Avaya, Siemens и Nortel занимает достаточно весомую долю и в сегменте средних АТС. Большие станции уровня городской АТС или большой ведомственной сети производят Avaya, Siemens, Alcatel-Lucent и др.  Компания Cisco доминирует в сегменте "чистых" IP-решений. При этом уровень проникновения внутренних IP-портов в России оценивается в 15-20%, а уровень IP-транков (межстанционных соединений) – в 30-40%. IP-решения пользуются спросом, в основном, у продвинутых заказчиков, особенно из сферы высоких технологий, у молодых и инновационных фирм.  

Софт vs железо

В нынешних непростых экономических условиях многие компании, сотрудники которых проводят большую часть времени около своих компьютеров, могут значительно сэкономить, отказавшись от приобретения дорогих IP-телефонов. Место последних вполне могут занять программные телефоны (софтфоны). Установленные на компьютеры, софтфоны обеспечивают даже больший функционал, чем тот, который имеют самые продвинутые IP-телефоны. Пользователь программного телефона имеет в своем распоряжении большой экран и полноценную клавиатуру, звонки выполняются одним кликом мыши по фамилии из адресной книги, достаточно просто организуются сложные аудио- и видеоконференции. Использование софтфонов на ноутбуках дает мобильность – рабочее место может быть организовано в любом месте, где есть широкополосный доступ в интернет. Для этого достаточно подключиться к IP-сети предприятия через защищенное VPN-соединение.

Можно ли сэкономить за счет использования вместо аппаратных АТС программных решений, которые предлагает на российском рынке все большее число компаний? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Самостоятельное внедрение программного продукта на предприятии требует наличия высококвалифицированного ИТ-персонала и готовности этого персонала взять на себя всю ответственность по решению проблем, которые могут возникнуть при эксплуатации таких систем. Поэтому, приобретая такие решения, заказчики должны быть готовы к ощутимым расходам на профессиональный сервис и поддержку со стороны интегратора.

С другой стороны, программные IP АТС имеют весьма впечатляющий функционал. Например, решение SipXecs, по словам его российского поставщика, полностью соответствует SIP стандартам и такими возможностями, как интегрированная голосовая почта, Call-центр, набор автосекретарей, голосовое меню, веб-интерфейс для конфигурирования и управления, включая пользовательский портал. Продукт полностью основывается на открытых стандартах, работает на популярных Red Hat, CentOS, Fedora Core Linux серверах, интегрируется с наследуемыми компонентами сети (аналоговыми и цифровыми УАТС), работает с любыми IP-телефонами и шлюзами, поддерживающими стандарт SIP.

В целом будущее корпоративных коммуникаций видится в объединении всех видов связи в едином решении (концепция унифицированных коммуникаций, UC), в создании единой коммуникационной среды. Основными препонами для более широкого распространения этой технологии на российском рынке являются недостаточное развитие широкополосного доступа, новых коммуникационных технологий, обилие устаревших систем связи, недостаточный уровень автоматизации компаний (CRM-, ERP- системы и пр.). Но, пожалуй, главное препятствие на пути унифицированных коммуникаций – это сами пользователи. Консерватизм и недоверие к новым технологиям, непонимание их роли в современном бизнесе, недостаток знаний, нежелание большей части руководителей нанимать удаленных надомных работников тормозят развитие этого сегмента и отбрасывают Россию на несколько лет назад по сравнению с развитыми странами.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS