Обзор подготовлен

версия для печати
Сергей Герасимов

Сергей Герасимов:

Удобство выбора книги становится решающим фактором для покупки

Какие возможности должен предоставлять посетителю книжный интернет-магазин для того, чтобы быть интересным и нужным своим посетителям? Об этом в интервью CNews рассказал Сергей Герасимов, создатель ресурса Rufanbook.

CNews: Какова, по вашему мнению, динамика развития рынка онлайн торговли?

Сергей Герасимов: Динамика рынка онлайн торговли впечатляющая во всем мире, несмотря на кризис. В США, например, по данным Ассоциации американских издателей, за 9 мес. 2011 г. продажи цифровых книг выросли на 137,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и более чем в 2 раза обогнали сегмент продукции в мягкой обложке для массового рынка, своего ближайшего конкурента. В Европе при этом, если брать данные Thalia Group, холдинга, которому  принадлежит лидер традиционной книготорговли Германии, продажи онлайн-подразделений выросли примерно на 20% и ныне составляют уже около 14% от общей выручки, в то время как оффлайновые продажи снижаются.

В России, по экспертным оценкам, рост рынка онлайн торговли составляет не менее 25% по сравнению с прошлым годом.  Общий оборот онлайн торговли в Рунете, по данным, которые были объявлены в феврале 2012 г. министром связи и массовых коммуникаций РФ Игорем Щеголевым, в прошлом году составил 315 млрд руб.

Росту рынка, на мой взгляд, способствует несколько факторов. Прежде всего, в целом продолжает расти число пользователей интернет. И если раньше в основном выходили в сеть с работы, то теперь ограничений нет, интернет доступен в любое время и практически в любой точке. Такое изменение наступило благодаря смартфонам, а их рынок показывает устойчивый рост.

По оценкам компании Gartner, мировые продажи смартфонов в 2011 г. увеличились на 58% и достигли 472 млн шт., что составило 31% от всех проданных мобильных устройств. Нельзя переоценить роль в этой статистике Apple, чья доля на рынке смартфонов оценивается в 19-20%. Объемы поставок смартфонов в 2011 г. впервые превысили аналогичный показатель персональных компьютеров. И это, на мой взгляд, серьезный знак изменения рынка.

Еще один важный фактор – растет количество интернет-пользователей, которые используют интернет для заказа товара. Если еще буквально несколько лет назад покупки в интернет были в новинку, сейчас это становится нормой жизни. Каждый месяц 2011 г. количество заказчиков товаров в интернете было больше на 20-30%, чем каждый месяц 2010 г.

CNews: Каково влияние глобальной рецессии на рынок e-commerce?

Сергей Герасимов: Глобальная рецессия, безусловно, сказывается и на развитии рынка e-commerce, но не существенно. Общая рецессия могла снизить темпы роста данного рынка, но речи о выживании e-commerce, безусловно, не идет.

В принципе, любой кризис всегда положительно влиял на развитие новых отраслей, новых технологий. Предприятия таких смежных отраслей, как ИТ, связь, интернет в борьбе за сузившийся рынок, за потребителя, все более настроены на развитие новых технологий, которые быстро подхватываются организациями e-commerce. Иcходя из этого, можно сказать, что глобальный кризис практически не влияет на данный рынок, так как он испытывает двухсторонние толчки - с одной стороны рынок потребителей стал более разборчив, а следовательно сужен, с другой стороны, новые технологии предоставляют ему широкие возможности для дальнейшего развития.

CNews: Как сказывается развитие мобильных технологий на сегменте интернет-торговли и каков прогноз на 2012 г. ?

Сергей Герасимов: Безусловно сохранится спрос на «умные телефоны» и планшетники, выход нового iPad может обеспечить существенный рост интереса в этом сегменте при продолжении снижения спроса на ПК.

Развитие новых технологий только подстегнет динамику интернет-торговли. В 2012 г. на смену сетям третьего поколения мобильной связи придут сети 4G, наверняка найдет широкое применение новая технология Near Field Communication, которая позволяет мгновенно передавать данные между устройствами, оснащенными специальным чипом, благодаря которому смартфон может стать, например, более удобным способом оплаты, чем банковская карта.

Продолжат завоевывать новые позиции и «облачные» технологии, которые дают большие перспективы в онлайн торговле.

CNews: Какие тенденции определят развитие рынка в 2012 году?

Сергей Герасимов: Один из важных трендов, который будет оказывать влияние на онлайн торговлю в 2012 г., это пиратство. Компания Attributor, активно занимающаяся веб-мониторингом, провела исследование в 2010 г., посвященное популярности пиратских электронных книг среди пользователей интернета. Было обнаружено, что число онлайн-запросов бесплатных закачек пиратских е-книг в период с августа 2009 г. по август 2010 г. выросло на 54%. Ежедневно поисковик Google фиксирует от 1,5 до 3 млн подобных запросов. С момента появления планшетника iPad в широкой продаже в мае 2010 г. спрос на пиратские электронные книги вырос на 20%.

Постепенно набирают популярность небольшие ресурсы, предлагающие доступ к нелегальному контенту. По степени активности на ниве пиратства среди стран в лидеры вышли США (11% пользователей), Индия (11%) и Мексика (5%). В целом, как отмечают специалисты Attributor, растущая лояльность пользователей по отношению к нелегальному книжному контенту в очередной раз свидетельствует о том, что пиратство в Сети продолжает прогрессировать.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, особенности российского рынка e-commerce?

Сергей Герасимов: Онлайн-торговля - сегодня одно из самых перспективных направлений в бизнесе, и это объясняется, в первую очередь, тем, что Россия – лидер по количеству интернет-пользователей в мире. По данным comScore, их насчитывается 50 млн 810 тыс. человек.

Конкуренция на рынке онлайн-торговли в России достаточно высока, особенно в сегменте non-food. Практически каждый день появляются новые интернет-магазины, 80% из которых закроются уже менее через год. Самые крупные интернет-магазины России, согласно данным FX Clearing, по итогам 2011 г. – «Утконос», «Озон.ру»,  Anywayanyday, KupiVIP и «Холодильник.ру». При этом с онлайн магазинами в чистом виде конкурируют онлайн проекты крупных ритейлеров. Например, игроки, специализирующиеся на продаже бытовой техники и электроники, - «Эльдорадо», «М.Видео» и «Техносила», так же, как и «Связной» с его новым проектом «Enter Связной», активно развивают интернет-торговлю.

CNews: А если говорить конкретно о книжном сегменте?

Сергей Герасимов: Если говорить про книжный бизнес в интернете, ему приходится конкурировать не только с оффлайном, но и с пиратскими ресурсами, плюс бороться за внимание клиента со СМИ и социальными сетями. Здесь очень важно отметить, что мы вступили в эпоху, когда информация сама по себе ничего не стоит. Ведь потребитель не хочет платить просто за возможность чтения книги. Ему важно быть частью чего-то большего, сообщества, клуба единомышленников, которое дает, например, возможность первым узнать о новинках и днях рождения любимых писателей, право на поздравления с Новым годом и Днем рождения, возможность порекомендовать понравившуюся книгу друзьям и написать отзыв о прочитанном. 

Поэтому то, что нужно клиенту сейчас – это “умный” интернет-магазин, который показывает товар, который вы захотите купить. Попытка навязать что-то неинтересное посетителю тут же провалится. Поэтому настолько важно наличие сервиса рекомендации книг, основанных на личных предпочтениях клиентов.

Зарубежный опыт книжной торговли подразумевает как наличие книжных супермаркетов, где доля сопутствующих товаров составляет более 50%, так и узкоспециализированных книжных магазинов, где любители того или иного жанра могут получить профессиональную консультацию и помощь в подборе книги, а также информацию о любимых авторах, новостях этого рынка.

CNews: какие технологические решения помогают сделать интернет-магазин популярным?

Сергей Герасимов: Основной принцип работы книжном интернет-магазина Rufanbook – предлагать клиенту именно интересные для него книги. Ежегодно на книжных прилавках России появляются десятки тысяч наименований книг, и сориентироваться в том, что достойно внимания, непросто. Как говорится, нет плохих книг, есть книги, не подходящие тому или иному читателю. Поэтому удобство выбора книги становится решающим фактором для покупки.

Таким образом появилась идея создания сервиса, который позволяет подобрать на основе предпочтений читателя, интересные именно ему книги. Так появился Rufantest – система подбора книг на основе онлайн-тестирования. В подборе участвуют книги, прочитанные и охарактеризованные нашими экспертами. Конечно, это не весь ассортимент нашего книжного магазина, но количество книг, участвующих в подборе, постоянно растет.

Система Rufantest основана на научных принципах психологического анализа литературы. Ученые доказали, что за разными текстами стоит разная психология и эмоционально-смысловая доминанта объекта исследования. Говоря простым языком, в зависимости от нашего настроения и интересов в тот или иной момент жизни мы предпочитаем разные художественные книги. По итогам теста пользователю предлагается список книг, рекомендованных к прочтению. Степень соответствия каждой книги интересам указана в процентах, 100% – это максимально возможный уровень соответствия. Следует обратить внимание на то, что результаты теста достоверны на текущий момент времени, и учитывают настроение и предпочтения пользователя в момент прохождения теста.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS