Обзор подготовлен

версия для печати
IP-связь: пришло время унифицированных коммуникаций

IP-связь: пришло время унифицированных коммуникаций

В России зарождается новый рынок — унифицированных коммуникаций. Первыми пользователями интегрированных услуг связи станут корпоративные пользователи, которые уже приобщились к альтернативным IP-коммуникациям.

Потребность в недорогих коммуникациях и разнообразных сервисах заставляет компании использовать альтернативные каналы связи на базе интернет-протокола (IP). Среди частных пользователей в России давно популярны "скайпоподобные" программы; не брезгует ими и корпоративный сектор. Вендоров такой расклад не устраивает — они "подталкивают" рынок к использованию собственных продуктов, за которые нужно платить. Поставщики формируют новый рынок — унифицированных коммуникаций, призванный усилить эффективность работы персонала.

По данным Infonetics Research, число пользователей услуг VoIP во всем мире приблизилось к 80 млн. Рынок оборудования VoIP и IMS по-прежнему остается "горячим" — продажи операторского оборудования этого класса (медиашлюзы, софтсвитчи, пограничные контроллеры сессий, медиасерверы и пр.) выросли в 2007 году в мире на 19%, превысив 3,9 млрд долл. Ожидается, что к 2011 году этот рынок вырастет до 8,4 млрд долл.

Чуть менее динамично развивался мировой рынок оборудования для корпоративной телефонии — в 2007 году он вырос на 6% до 9,6 млрд долл. При этом наблюдалось увеличение продаж систем IP PBX, а продажи классических станций TDM PBX/KTS, напротив, падали. Снижение по TDM-системам составило 20%, но объем этого рынка все еще превышает 1 млрд долл. С другой стороны, поставки настольных IP-телефонов и IP-софтфонов увеличились на 29%. Доля гибридных систем IP PBX по числу отгруженных линий составила 2/3; на "чистые" IP-системы пришлось 18% рынка.

В России под IP-телефонией понимают в основном "карточный" бизнес, а не услуги, предоставляемые на базе широкополосного доступа в интернет (VoB). По некоторым оценкам, альтернативную дальнюю связь в стране предоставляет более 150 операторов, контролируя около 15% трафика. Среди наиболее крупных — "Арктел" и "Зебра Телеком". Последняя выручает 180-200 млн руб. в год от продажи карточек. Со своей стороны, "Арктел", удерживающая 38% московского рынка, увеличила в 2007 году объем продаж своих карт до 30,78 млн долл. Это почти на 40% превышает аналогичный показатель в прошлом году (22 млн долл.) Увеличение объемов продаж, как считают в компании, произошло благодаря активному продвижению телефонных карт и расширению географии их реализации. В июне 2007 г. "Арктел" начал предоставление услуг связи по картам в 9 городах Краснодарского края, продажи охватили 18 городов России.

Впрочем, сами участники рынка признают, что IP-телефония по карточкам — "вчерашний день" IP-коммуникаций. Россия постепенно движется в русле общемировых тенденций, в стране появляется все больше проектов альтернативной связи с использованием ШПД. Одному из пионеров новых услуг — проекту Sipnet — удалось набрать около 200 тыс. пользователей, звонящих хотя бы раз в месяц. С 9 февраля 2008 г. "Сипнет" вводит абонентскую плату 1 долл. в месяц.

Весной 2008 года услуги IP-телефонии по всей стране начала оказывать "Евросеть". Позвонить можно с компьютера или специального USB-телефона, подключенного к ПК, установив программу Softphone, либо с сайта. Число пользователей IP-телефонии на момент запуска проекта составляло около 500 тыс., а к концу 2008 г. "Евросеть" намерена удвоить эту цифру, также как и доходы от предоставления данного сервиса (до 50 млн долл.). Однако серьезным недостатком проекта является отсутствие возможности у абонентов принимать входящие вызовы. Всего, по данным ИК "Финам", подобные программы, и в том числе Skype, применяют 6% российских интернет-пользователей.

Унифицированные коммуникации

Усиление конкуренции заставляет компании искать путь повышения эффективности работы своих сотрудников, и унифицированные коммуникации (Unified Communications, UC) призваны обеспечить необходимый уровень доступности персонала вне зависимости от его местонахождения. При этом задействуется весь доступный на сегодня арсенал — начиная от обычной голосовой связи и заканчивая видеоконференцсвязью с максимальным эффектом присутствия. Сегодня UC "стартует" с конвергенции в одном решении "голоса" и электронной почты — наиболее распространенных видов связи; постепенно к ним добавляются различные виды сообщений, управление контактами, коммуникации "одним кликом", контроль присутствия (presence) и другие, более сложные сервисы — видео, поддержка мобильных терминалов и пр. Но самое главное — это тесная интеграция UC с бизнес-процессами в конкретной компании.

В России "предвестниками" унифицированных коммуникаций, кроме популярных Skype, Google Talk и им подобных, являются так называемые интеллектуальные услуги. В целом рынок таких услуг пока не сформирован, и усилия игроков должны быть направлены, в первую очередь, на информирование бизнес-аудитории. Интеллектуальные коммуникации продвигает, например, компания "ВестКолл" (пакет услуг "ВестКолл Офис"). В частности, планируется реализация возможности переадресации вызова на IP-телефоны, оповещения потенциальных участников посредством SMS-сообщений, установки длительности конференции, также идет разработка JAVA-приложения для инициации конференции через интерфейс мобильного телефона.

5 барьеров на пути к унифицированным коммуникациям
5 барьеров на пути к унифицированным коммуникациям

Источник: Infonetics Research, 2008

Любопытно, что основным препятствием к внедрению УК в мире называют отсутствие повсеместного распространения IP-телефонии — именно она является первым шагам на пути к унифицированным коммуникациям. К другим "тормозам" UC относят недостаточно проработанные вопросы информационной безопасности, высокие первоначальные затраты и недостаточная технологическая зрелость новых технологий. Кроме того, развитие систем унифицированных сообщений сдерживается из-за отсутствия совместимости продуктов различных производителей, несмотря на их заверения о приверженности открытым стандартам.

Поставщики УК

В Infonetics Research выделяют несколько ключевых игроков на зарождающемся рынке унифицированных коммуникаций — Avaya, Cisco, IBM, Microsoft и Nortel. В частности, Avaya представляет несколько пакетных решений, объединяющих собственные продукты с продуктами других компаний, предназначенных для удаленных и мобильных сотрудников, агентов центров обработки вызовов, персонала предприятий малого бизнеса. Так, приложение one-X Communicator предоставляет пользователям настольных систем посредством единого интерфейса возможность доступа к широкому спектру коммуникационных сервисов. Пакет Unified Communications Solutions предназначен для мобильных сотрудников и фрилансеров, а Home Agent дает операторам контакт-центра возможность привлекать к сотрудничеству надомных агентов. Intelligent Branch Solutions позволяет компаниям интегрировать филиалы с центральным офисом, контакт-центрами и другими подразделениями, а также быстро создавать новые удаленные подразделения в режиме онлайн. Объявлено о готовящемся к выпуску Intelligent Presence Server, который способен агрегировать информацию о присутствии сотрудников, поступающую из таких приложений и сервисов, как Microsoft Office Communications Server, Microsoft Exchange, IBM Sametime, Domino, Google Talk.

Cisco Systems предлагает продукт Unified Mobile Communicator, предоставляющий доступ к корпоративным унифицированным коммуникациям через мобильные телефоны. Это приложение поддерживает унифицированную голосовую почту и унифицированные списки вызовов и передает уведомления о сеансах конференцсвязи на мобильные телефоны и смартфоны. Серверное приложение Cisco Unified Mobility хорошо интегрируется с системой Cisco Unified Communications Manager (ранее — CallManager), и управляет фильтрацией, маршрутизацией и поддержкой вызовов между IP-телефоном сотрудника и четырьмя удаленными номерами. Данное приложение позволяет консолидировать несколько телефонных номеров сотрудника в единый номер корпоративного IP-телефона (функция "единого рабочего номера").

Со своей стороны, Alcatel-Lucent в рамках концепции унифицированных коммуникаций предлагает продукт для граничных сетей Alcatel-Lucent 8610 My Instant Communicator. Он предоставляет пользователям единый набор функций и услуг, независимо от технологии доступа и типа абонентского терминала, поддерживает услуги передачи голоса, видео и данных с помощью единого интуитивно понятного пользовательского интерфейса. My Instant Communicator выводит на экран информацию о присутствии абонентов в сети и предоставляет доступ к любым коммуникационным технологиям, из которых пользователь может выбирать любую наиболее удобную для него в настоящий момент. К примеру, находясь в переговорной комнате, вы можете через мобильный компьютер быстро ответить на входящий звонок в режиме чата, переадресовать вызов на мобильный телефон и выйти из комнаты для личного разговора с важным заказчиком, передать менее важный вызов своему коллеге или отправить его в систему голосовой почты.

По данным Wainhouse Research и In-Stat, объем мирового рынка услуг в области унифицированных коммуникаций будет увеличиваться в период 2007-2012 гг. с 8,8 млрд долл. до 24,2 млрд долл. с ежегодным усредненным коэффициентом (CAGR) — почти 25%. В России рынок унификации коммуникаций находятся в зачаточном состоянии. Это связано, в первую очередь, с низким по сравнению с развитыми странами уровнем конкуренции, что пока еще не заставляет всерьез задумываться о способах повышения эффективности бизнеса. Однако конкуренция усиливается, а маржа падает. По-видимому, недалек тот день, когда акционеры станут требовать более активных действий от менеджмента, в том числе и в плане внедрения инновационных средств коммуникаций.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS