Обозрение подготовлено

версия для печати

Конкуренция сбила цены на dial-up

Конкуренция сбила цены на dial-up

Коммутируемый модемный доступ в интернет долгое время оставался одним из наиболее популярных видов доступа в сеть в Петербурге – для домашних пользователей он и вовсе почти не имел альтернативы, а для корпоративных был порой всерьез рассматриваемой альтернативой выделенным линиям – скорость различалась не сильно, а вот стоимость – значительно. Сейчас ситуация резко изменилась.

Пик развития модемного доступа в Петербурге пришелся на 2003-2004 годы: с одной стороны, компьютеризация домашних хозяйств к тому времени уже достигла уровня, когда можно было говорить о массовом распространении бытовых компьютеров, а с другой стороны, конкуренция между провайдерами сбила цены до минимума: час доступа стоил около 10 руб. (не говоря уже о различных «ночных» картах, где он мог обходиться и в 2-3 руб.), а количество провайдеров, предоставляющих услуги dial-up, достигало едва ли не полсотни.

Стать провайдером было очень просто – арендовать выделенный канал у более крупного провайдера и серийную линию у оператора телефонной связи, купить за границей подержанную модемную стойку, и можно уже заказывать карточки, и начинать рекламную кампанию – себестоимость часа получалась как раз в районе 2-3 руб., что делало этот бизнес достаточно рентабельным.

ШПДИ вступил в свои права

Однако конъюнктура рынка начала постепенно меняться в сторону широкополосного доступа – услуги становились все доступнее, а скорости все выше. Первыми новую технологию «освоили» бизнес-клиенты провайдеров, а затем начали подтягиваться и частные лица. Затем появился ADSL, ко которому еще в 2000 году начал подключать абонентов интернет-провайдер «Вэб Плас». Долгое время технология не могла стать массовой. Во-первых, полный охват территории города занял у «Вэб Пласа» добрые 5 лет, а, во-вторых, цены на услуги довольно долго оставались высокими. Для среднестатистического «юзера» пользование dial-up'ом с оплатой времени соединения обходилось дешевле, чем «безлимитка» на ADSL, тем более, что скорости были сравнимы: 64 Кбит/сек в прямом канале и 16 Кбит/сек в обратном долгое время оставались едва ли не единственным приемлемым предложением на рынке.

Тем временем, постепенно начинали появляться «домашние сети» с выходом в интернет – от «стихийных», построенных энтузиастами с «расширенным» на 10-20 человек ADSL-соединением, они выросли в огромные паутины, охватывающие целые районы города, построенные на оптоволоконных каналах и радиорелейных линиях. Конкуренция между ними привела к тому, что к концу 2005 – началу 2006 годов во многих домах Петербурга появилась возможность широкополосного подключения по «домашней сети». При этом за 300-500 рублей в месяц можно было получить высокоскоростной доступ к интернету, а также «локалку» - хранилище музыки, программ, фильмов и прочего контента, за которым раньше ходили к друзьям с винчестером. Тогда же на рынке появился и бренд «Твой Интернет» - телекомпания «Санкт-Петербургское кабельное телевидение» начала подключать жителей к интернету по коаксиальному кабелю и «закрыла» многие дома, не охваченные в силу разных причин домашними сетями.

СЗТ вбил последний гвоздь в dial-up

Естественно, все новые игроки основывали свои рекламные кампании на идее «отстройки» от dial-up – мол, и скорость у нас выше, и дозваниваться не надо, и телефон свободен, связь не обрывается, и платить нужно не за время, а за неограниченный доступ. Часть клиентов, конечно, на эти лозунги (справедливости ради стоит отметить, весьма правдивые) «клюнула». Однако многие еще продолжали пользоваться модемом. Началом конца стал 2006 год – тогда «Северо-Западный Телеком» вышел на рынок ADSL под брендом «Авангард» и развязал ценовую войну – бесплатное подключение, бесплатный модем, охват всего города. Позднее добавилась еще и скидка на услуги при выборе «безлимитного» тарифа. Таким образом, широкополосный доступ в интернет стал еще более доступен любому владельцу телефонной линии.

Последний гвоздь в крышку гроба dial-up был вбит 1 июля 2006 года, когда вступили в силу измененные «Правила оказания услуг связи». Сразу после этого «Северо-Западный Телеком», местный телефонный монополист, ввел для интернет-провайдеров плату за инициирование своими абонентами вызова на номера телематических служб в размере 18 копеек за минуту. Операторы включили эту цену в стоимость часа, в результате она выросла до 30-40 рублей в час.

Игроки рынка подозевают СЗТ в продвижении «Авангарда»

Комитет по информатизации и связи Администрации Санкт-Петербурга предоставил данные, согласно которым в Петербурге в прошлом году было 2,25 млн компьютеров, уровень компьютеризации составлял 49 машин на 100 жителей. Опыт работы в интернете имели 2,3 млн. петербуржцев, из них 80% - физические лица. 52% пользующихся интернетом выходили в сеть по модему, 36% пользовались широкополосным доступом и 12% - спутниковым интернетом и сотовой связью.

По оценкам аналитиков за прошедший год количество модемов сократилось на 450 тыс. – в октябре 2006 года ими пользовалось 700 тыс. человек – сейчас 250 тыс. Однако самые быстрые темпы сокращения наблюдались с июля по октябрь 2006 года – после резкого подорожания услуг. Это неудивительно, ведь цена на него выросла в 2,5 раза. Для сравнения, услугами широкополосного доступа в интернет сегодня пользуются около 460 тыс. петербуржцев.

Многие игроки рынка видели в действиях СЗТ намерение продвинуть свой «Авангард» – чтобы dial-up стал убыточным и умер, а пользователи перешли бы на ADSL. Собственно, это и произошло – сегодня, во время наступившего бума широкополосного доступа, СЗТ удерживает лидирующие позиции по количеству абонентов – летом 2007 года был подключен стотысячный клиент. На данный момент «Северо-Западный телеком» по различным оценкам контролирует порядка 30% рынка ШПДИ.

Провайдеры dial-up рассчитывают на студентов и иногородних

Провайдеры dial-up отмечают продолжающееся снижение спроса. Чтобы выжить, кто-то уходит с рынка и вкладывает оставшиеся деньги в другие отрасли экономики (например, «Адмирал Телеком»), кто-то старается следовать за тенденциями. В частности почти все dial-up-провайдеры стали строить домашние сети: это и «Вэб Плас», и «Петерстар», и «Мастер Ай-Ти», и «ВестКолл» - иного выхода нет.

Между тем, по мнению многих участников рынка, спрос на dial-up полностью не иссякнет никогда. Виктория Тихонова, директор петербургского филиала компании «Вест Колл», считает, что им продолжат пользоваться студенты, люди, снимающие квартиры. Действительно, зачем устанавливать «выделенку» пусть даже на самом дешевом тарифе, если нужно раз в две недели выйти на 5 минут в интернет, чтобы проверить почту?

На таких клиентов и ориентируются те, кто до сих пор предоставляет услуги dial-up. При этом, например, тот же «Вэб Плас» избрал интересную тактику «пакетных продаж» - при покупке любой карточки можно использовать указанные на ней логин и пароль не только для модемного доступа, но и для месячного «анлима» на Wi-Fi (сеть провайдера состоит из 50 точек).

Существуют и компании, которые умело воспользовались сложившейся ситуацией: они в нарушение законодательства нигде не регистрируют номера своих модемных пулов и никому не платят 18 копеек за минуту инициирования вызова, сохраняя себестоимость услуг и цену для пользователей на «докризисном» уровне. При этом абонентов предупреждают о том, что у оператора фиксированной связи им следует выбрать безлимитный тариф – иначе интернет-сеансы будут тарифицироваться поминутно (пользователи «легальных» провайдеров этой перспективы в любом случае лишены).

Илья Шатилин / CNews. Северо-Запад

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS