Статья

МГТС: Инвестиции в строительство сети GPON составят около $2 млрд

GPON

МГТС планирует предоставлять абонентам сервисы «цифрового дома»: видеонаблюдение, пожарно-охранную сигнализацию, управление бытовыми приборами, жалюзи и розетками, удаленный контроль воды и электричества. Для этого компания намерена к 2015 году заменить всю медную инфраструктуру Москвы на линии связи GPON. Генеральный директор МГТС Андрей Ершов рассказал, какие сервисы будет доступны на базе модернизированной сети.

CNews: МГТС начала внедрение технологии GPON в Москве в 2011 году. На какой стадии сейчас находится проект?

Андрей Ершов: Еще в 2012 году проект вышел на промышленную стадию строительства: решены все организационно-технические вопросы, отработаны механизмы взаимодействия с подрядными организациями. Мы обеспечили техническую возможность подключения к сети по GPON для более чем 1 млн квартир, свыше 300 тыс. клиентов уже пользуются услугами МГТС по новой технологии.

В ближайших планах компании – развертывание оптической сети в Центральном административном округе Москвы. Этот этап строительства очень важен для города, потому что в центре столицы много офисов, административных и культурных объектов, но до сих пор нет логически выстроенной телекоммуникационной инфраструктуры, остро не хватает оптических каналов связи.

CNews: На какие показатели по GPON вы планируете выйти по итогам 2013 года?

До 2015 года инвестиции в строительство сети GPON составят около $2 млрд

Андрей Ершов: В 2013 году мы перейдем отметку в 2 миллиона пройденных домохозяйств (то есть квартир, где есть техническая возможность подключения), приблизимся к цифре 1 миллион подключенных домохозяйств по GPON. При общем количестве около 3,7 миллиона домохозяйств в Москве — это более четверти квартир. Это важно для нас с точки зрения перспектив увеличения проникновения ШПД и интеллектуальных сервисов на базе оптической сети.

CNews: Каковы инвестиции в строительство сети GPON?

Андрей Ершов: До 2015 года они составят около $2 млрд.

CNews: Какие услуги станут доступны абонентам после модернизации сети?

Андрей Ершов: Сейчас очень важный этап в истории связи Москвы. МГТС — инфраструктурный оператор, который более 130 лет оказывает услуги фиксированной телефонии, — ныне превращается в мультисервисную компанию. Мы запускаем новые услуги, которые являются уникальными для мегаполиса, так как базой для них стала высокоскоростная сеть, построенная по технологии GPON. В прошлом году МГТС первой из столичных операторов предложила абонентам доступ в интернет на скорости до 200 Мбит/с. Благодаря тому, что оптика прокладывается непосредственно в квартиру, пользователи получают устойчивый интернет независимо от времени суток и загруженности сети. Кроме того, нашим абонентам доступно IPTV в высоком качестве.

Важно, что в отличие от других технологий доступа GPON имеет задел на будущее, в плане развития скоростей ресурсы такой сети практически не ограничены и открывают большие возможности для разработки новых услуг. Скоро мы предоставим абонентам МГТС возможность создания «цифрового дома», установки видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации и систем телеметрии от оператора связи. Абонент сможет дистанционно контролировать счетчики воды и электроэнергии, управлять бытовой техникой. В плане развития видеосервисов мы намерены в тесном сотрудничестве с нашей материнской компанией — МТС — предоставлять видеоконтент с единым интерфейсом на трех экранах: телевизоре, компьютере и мобильном устройстве. Пользователю будет доступна услуга отложенного просмотра, видео по запросу и многое другое. Причем записанный контент будет храниться на наших серверах и предоставляться абоненту через облачные технологии.

CNews: Какую часть доходов компании приносит предоставление дополнительных сервисов, а какую — абонентская плата за фиксированную связь?

Андрей Ершов: По состоянию на март 2013 года порядка 60% доходов МГТС составляют доходы от услуг телефонии, но постепенно картина будет меняться.

Преимущества сети GPON позволят компании показывать темы роста выше средних по рыночному. Основными драйверами роста выручки станут новые услуги на базе оптической сети: скоростной доступ в интернет, телевидение, сервисы «цифрового дома», конвергентные услуги. Сейчас мы внедряем новое CRM-решение и систему единого биллинга с МТС. Это позволит централизованно обрабатывать информацию об абонентах. Данные будут использоваться при создании конвергентных услуг, выгодных пакетных предложений, которые абонент сможет оплачивать по единому счету. Как следствие — доля доходов от телефонии будет снижаться и через пять лет составит, по нашим прогнозам, порядка 40%.

CNews: Что вы предлагаете корпоративным и государственным клиентам?

Андрей Ершов: На рынке B2B мы традиционно являемся лидером в части предоставления услуг телефонии. Но внедрение оптики открыло для нас новые перспективы в сегменте услуг для корпоративных клиентов, мы начали работать в новом качестве — как оператор всего комплекса услуг для бизнеса.

Cвыше 300 тыс. клиентов уже пользуются услугами МГТС по новой технологии

Мы предлагаем компаниям создание закрытых виртуальных сетей, облачные сервисы. и многое другое. Наше значительное преимущество состоит в широком охвате: оптическая сеть МГТС будет заведена в каждый дом, что открывает совершенно новые возможности для небольших компаний, которые зачастую располагаются на первых этажах жилых зданий, для сетей с большим количеством филиалов.

Рынок B2G (бизнес для государства) начал развивается только последние годы, и сейчас демонстрирует лучшие темпы. Прокладывая оптику во всех районах города, МГТС строит цифровую платформу Москвы, на базе которой можно развивать городские ИТ-проекты в любых сферах — транспорта, безопасности, ЖКХ.

В то же время в B2C нас ждут большие инфраструктурные изменения. Контролируя более 25% московского рынка домашнего интернета, мы переводим абонентов на оптическую технологию, что открывает большие перспективы с точки зрения развития скоростей и продуктов.

CNews: Как модернизация сети влияет на работу отделов обслуживания абонентов?

Андрей Ершов: Мы проводим комплексную реструктуризацию компании: совершенствуем работу всех департаментов, в том числе и служб поддержки. МГТС стремится предоставить абоненту максимум возможностей для удаленного обслуживания и оплаты услуг. Мы уже оптимизировали расположение контактных центров и на 30% увеличили их штат, в результате время ожидания ответа специалиста сократилось в два раза и в большинстве случаев не превышает 15 секунд. Все процессы взаимодействия с абонентом автоматизируются. В компании организован департамент технического сервиса, который объединил все службы технической поддержки и мониторинга. Основная цель этих изменений — выявлять внештатные ситуации еще до того, как они повлияют на качество услуги, а в случае возникновения проблем гарантировать их решение в минимальный срок.

CNews: Внедрение оптической технологии позволяет высвободить участки кабельной канализации. Как МГТС планирует использовать эти ресурсы?

60% доходов МГТС составляют доходы от услуг телефонии

Андрей Ершов: Освобождение канализации от километров медных кабелей — большой плюс для столицы, где вопрос доступа к кабельной канализации стоит остро. Под землю можно будет увести воздушные линии связи. Мы всегда готовы к сотрудничеству с операторами и стремимся предоставить им новые возможности для размещения инфраструктуры на наших площадях на общих, понятных для всех рыночных условиях. Важно также, что сотовые операторы получат возможность использовать на условиях аренды оптическую инфраструктуру, которую строит МГТС. Это позволит им эффективно справляться с возрастающими по мере развития мобильной передачи данных объемами трафика и предоставлять абонентам сотовых сетей Москвы качественный сервис.

CNews: Намерена ли МГТС участвовать в городских ИТ-проектах? Какие возможности вы видите для себя на этом рынке?

Андрей Ершов: Сейчас МГТС предоставляет комплексные решения для учреждений образования, культуры, органов исполнительной власти: доступ в интернет, Wi-Fi, фильтрацию контента. Совместно с Департаментом информационных технологий Москвы реализует проект видеонаблюдения. Но мы уверены, что это только начало. Строя волоконно-оптическую сеть на базе единой технологии, мы создаем инфраструктурное решение, которое сегодня необходимо для эффективной реализации любых проектов управления городом — обеспечения безопасности, решения транспортных проблем, контроля ресурсов. В перспективе появится большое число новых сервисов — это могут быть датчики загрязнения воздуха, приборы, собирающие информацию о пробках, уровне энергопотребления в районах и так далее. Вся эта информация может быть консолидирована на базе нашей сети и использована городскими службами столицы для выработки оперативных решений. Мы уверены, что за такими сервисами будущее и оптическая сеть МГТС станет основой для построения интеллектуальной системы управления жизнью Москвы.

CNews: К лету 2013 года Минкомсвязи планирует разработать правила недискриминационного доступа к инфраструктуре связи монополистов. Какого регулирующего воздействия вы ожидаете от этой инициативы?

Андрей Ежов: МГТС уже давно предоставляет другим операторам свою инфраструктуру связи на рыночных условиях. Единственное ограничение для нас — это техническая возможность. Если канализация переполнена, кабель проложить невозможно. В любых других случаях мы готовы рассматривать эти предложения вне каких-либо приоритетов. Точно так же мы будем предлагать рынку использовать нашу инфраструктуру GPON. И это будет означать реализацию на практике принципа совместного использования инфраструктуры связи, о чем в последнее время много говорится и самими операторами, и представителями администрации связи. Это самый эффективный путь.