версия для печати

Банки пытаются сочетать западные практики с отечественным ПО

Банки пытаются сочетать западные практики с отечественным ПО

Самыми распространенными доводами в пользу зарубежных систем называют их функциональную наполненность, масштабируемость и производительность. Однако достоинствам западных АБС в России сложно реализоваться - в том числе и в силу протекционистской политики Центробанка. Сложности таких проектов связаны с особенностями национальной расчетной системы, правилами ведения бухучета и отчетности. Трендом последних лет стало сочетание использования зарубежных и отечественных АБС в крупных российских банках.

Главным плюсом иностранных АБС является мощнейшая аналитическая платформа, берущая за основу сделочный, а не транзакционный учет, считает директор департамента по работе с финансовыми институтами и государственным сектором SAP СНГ Вера Куц, «История развития финансовых систем других стран показывает, что это естественный эволюционный рост с точки зрения обеспечения эффективности банковского бизнеса. Фаза бурного роста банковского бизнеса позади, теперь банки стремятся удержать свою долю рынка. А значит - достижение прибыльности станет возможным за счет оптимизаций процессов и ресурсов, - полагает она. - В этой связи «устаревающий» транзакционный учет уже не может в полной мере отвечать требованиям предоставления отчетности Центрального банка, сформированным «на опережение», когда запрашивается информация о позициях, характерных при рассмотрении доходности на сделку, а не на проводку».

«Преимущества перехода на западные АБС очевидны – это доступ к современным технологиям, реализация широкой линейки банковских продуктов, возможность использования данных систем в географически распределенной архитектуре (что немаловажно для российских банков), хорошая финансовая поддержка подобных решений зарубежным разработчиком», - убежден ИТ-директор «Газпромбанка» Алексей Широких. В числе плюсов использования иностранных АБС директор департамента информационных технологий «Русь-Банка» Роман Агнцев называет их быстродействие, большую отказоустойчивость, возможность  повышения конкурентоспособности банка за счет унификации и быстрого внедрения новых продуктов, а также простоту построения отчетности МСФО.

Впрочем, для некоторых банков, успевших «обжечься» на проектах внедрения зарубежных решений, вопрос об их плюсах вызывает достаточно однозначную реакцию. «Преимущество перехода на иностранные АБС, на мой взгляд, может быть только  одно – это возможность гордо заявить о внедрении западной системы, - убежден старший вице-президент и CIO ВТБ Дмитрий Назипов. - Все остальное – недостатки: дороговизна внедрения и эксплуатации, сложность, а также значительная вероятность провала проекта».

Адаптационные минусы

По мнению Александра Генциса, старшего вице-президента компании «Диасофт», большинство достоинств западных систем в России фактически превращаются в недостатки, поскольку в силу протекционистской политики Центробанка и государства в целом, отечественные учетные технологии и технологии бизнеса имеют свои особенности, и в чистом виде западный опыт на нашем рынке не применим. При этом фактические сложности таких проектов связаны с особенностями национальной расчетной системы, правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности.

В числе недостатков иностранных АБС г-н Агнцев отмечает отсутствие кастомизации, отсутствие поддержки соответствия требованиям ЦБ РФ и других регулирующих органов, а также существенную нехватку специалистов по обслуживанию данных систем. Кроме того, по его мнению, совокупная стоимость владения западной системой намного выше. Говоря о необходимых условиях успешности перехода на иностранные АБС, г-н Агнцев посетовал: «Я вижу только один путь - переход финансовой системы России на западные стандарты: ни один из западных разработчиков банковского ПО не будет вкладывать немалые средства в приведение своих систем в соответствие со стандартами РБУ».

«Адаптация иностранной системы к требованиям российского учета - это всегда нетривиальная задача: в западном учете все операции по кредитам проводятся по одному счету, в то время как по российским требованиям они должны пройти по десяти счетам, - комментирует сложность локализации АБС директор по проектам компании «Неофлекс» Елена Лукутина. - Кроме того, иностранные АБС не поддерживают специфические для РПБУ учетные операции, например переоценку и парные счета, в них нет функциональности, которая позволила бы быстро реализовать требования российских регуляторов по формированию резервов на возможные потери и отслеживанию мошеннических операций».

С внедрением иностранных АБС, по мнению г-жи Лукутиной, связана еще одна проблема: довольно часто зарубежные разработчики недооценивают сложности адаптации своих систем к российским реалиям. Поэтому банку необходимо настойчиво объяснять вендору, что решение будет работоспособным только в том случае, если все требования к доработке иностранной АБС будут полностью учтены.

Эксперты сходятся во мнении, что при более слабых технологических возможностях отечественные АБС выигрывают за счет относительной простоты кастомизации. «Большое число внедрений отечественных АБС объясняется даже не частотой изменений в нашем банковском законодательстве, а общей гибкостью отечественных АБС», - отмечает г-н Назипов. А, по мнению Алексея Широких, нехватка успешных внедрений западных АБС на российском рынке обусловлена также сложностью внедрения масштабных комплексных систем при нехватке опытных консультантов. «Как правило, архитектура тяжелой монолитной АБС не позволяет достаточно быстро внедрить в эксплуатацию необходимый функционал и получить эффект от внедрения уже через несколько месяцев. Кроме того, одновременная замена всей информационной инфраструктуры требует от банка колоссальных усилий и чревата существенными рисками, - рассказал г-н Широких. – Но поэтапное внедрение вертикальных решений, использующих единую интеграционную платформу, позволяет получить положительный эффект от внедрения достаточно быстро и повысить кредит доверия акционеров и менеджмента банка, необходимый при внедрении данных решений».

Управляющий директор по информационным технологиям Национального банка «Траст» Алексей Катрич в беседе с CNews отметил, что в силу постоянно меняющегося законодательства и требований регуляторов отечественные поставщики АБС в последние годы осознали свою незаменимость. Кроме того, они перешли на модульную архитектуру построения систем и переложили на банк принятие решения о необходимом функционале. Соответственно, если раньше велась жесткая конкуренция между отечественными и иностранными разработчиками за «полную автоматизацию» банка, то сегодня наблюдается соперничество этих поставщиков на уровне отдельных функций.

«Сегодня отечественные производители АБС имеют перед зарубежными конкурентами очевидное преимущество, - рассказал CNews директор по развитию бизнеса компании «Микротест» Игорь Лебедев -  Это обусловлено не только кастомизацией, но и стоимостью их решений». В то же время, исключением из этого правила являются банки, основанные на иностранном капитале или «дочки» западных банков. Для них использование иностранной АБС является корпоративным стандартом. Но такие банки, как правило, имеют вторую АБС российского производителя.

Одна АБС хорошо, а две – лучше

Трендом последних лет стало сочетание использования зарубежных и отечественных АБС в крупных российских банках. «В чистом виде применение только западной системы вообще невозможно: нужна интегрированная архитектура, необходим опыт интеграции различных компонентов инфраструктуры, глубокое понимание западных принципов банкинга и здравое использование того, что действительно необходимо отечественному банку, - отмечает г-н Генцис. – Зато есть примеры успешного применения западных систем как части общебанковской инфраструктуры».

По оценке г-жи Лукутиной, «напрямую» локализовать иностранную АБС нецелесообразно, поскольку изменения нужно вносить на уровне ядра системы, а это долго и дорого. Более эффективный путь – вынести основные функции, отвечающие за российскую специфику, в отдельные системы и модули, интегрированные вместе с иностранной АБС в единый ИТ-ландшафт. Соответственно, одним из условий успешного перехода банка на иностранную АБС является наличие ИТ-партнера, способного создать «правильную» архитектуру такого ИТ-ландшафта.

Примеров, свидетельствующих о нарастающей популярности подобного подхода, в течение последних двух лет было достаточно. Так, «Неофлекс» реализовала два проекта по локализации иностранных АБС: в BNP Paribas и HSBC. Оба проекта предусматривали внедрение банками корпоративных АБС, а интеграция систем проводилась на базе промышленной СОА-платформы. При этом формирование отчетности ЦБ РФ в BNP Paribas производится на базе созданного хранилища данных средствами российской АБС, а в HSBC был построен ИТ-ландшафт, объединивший 2 корпоративные и 3 российские информационные системы.

По мнению г-на Генциса, наиболее значимыми АБС-проектами на российском рынке в 2008-2009 гг. стали внедрение интегрированного розничного решения в филиалах «Газпромбанка», а также запуск Diasoft FA# в «Бинбанке», интеграция этого продукта с системой B?NCS, и построение витрин отчетности для формирования отчетных форм в соответствии с МСФО и РСБУ.

В числе крупных АБС-проектов, где в той или иной степени реализуется принцип «объединения лучшего» на основе гибкого ИТ-ландшафта, можно отметить  внедрение в банке «Ренессанс Кредит» интегрированного решения: автоматизированной банковской системы Profile и фронт-офисного решения TouchPoint, разработанных компанией FIS. В начале 2009 г. о завершении интеграционного проекта, направленного на создание основы для дальнейшего развития розничного бизнеса объявил «ОТП Банк». В ходе работ была внедрена АБС «Ва-Банк XL» компании «Форс - Банковские Системы». Значимым проектом последних лет стал и перевод на единую централизованную АБС филиальной сети ВТБ.

Элеонора Ершова / CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS