Обзор подготовлен

версия для печати
Заказчики услуг ЦОД выбирают операторов связи

Заказчики услуг ЦОД выбирают операторов связи

Операторы связи стали лидерами на рынке коммерческих ЦОДов, и в дальнейшем их позиции будут только укрепляться. Благодаря наличию инфраструктуры, крупнейшие телекоммуникационные компании привлекают в дата-центры самых выгодных клиентов.

Рынок коммерческих ЦОДов в России последние 3 года увеличивается на 20-25% в год. По разным оценкам в 2011 году его объем вырастет на 27-33%. Параллельно бурно развивается бизнес операторов связи, и ему требуется ИТ-поддержка с высоким запасом прочности и возможностью быстрого масштабирования.

За последние 4 года многие из них (например, "Синтерра", которая теперь принадлежит "Мегафону", "Ростелеком", "Вымпелком", Orange) заявили об открытии новых современных дата-центров и пригласили в них "постояльцев". Катастрофоустойчивое сооружение, обеспечивающее непрерывность бизнеса круглогодично и круглосуточно, стоит дорого, и доходы от сдачи его в аренду оказались весьма кстати. В результате рынок ЦОД оказался поделен между телекоммуникационными операторами и другими компаниями, не являющимися владельцами каналов связи и передачи данных.

"Коммерческий ЦОД – это источник дополнительного дохода", – подтверждает цель выхода оператора на рынок коммерческих услуг дата-центров Павел Аверкин, заместитель директора департамента по управлению продуктами "Ростелекома". Магистральный лидер начал оказывать эти услуги в 2007 году.

Однако услуги от операторов отличаются от сервисов прочих провайдеров принципами организации. В соответствии с отраслевыми стандартами Tier одним из главных требований надежности является резервирование. Чем больше дублирующих систем, тем лучше. В частности, необходимо двукратное дублирование каналов передачи данных. Если владелец ЦОДа – оператор, он использует исключительно собственные линии. Остальные провайдеры обращаются к нескольким поставщикам телекоммуникационных услуг, обычно к лидерам рынка. "Все ЦОД "Ростелекома" подключены к собственной полностью резервируемой магистральной сети, – рассказывает Павел Аверкин. – Задача дублирования каналов подключения ЦОДа решена путем кольцевого резервирования магистральной сети". Аналогичный подход использует и "Синтерра".

Будущее за комплексным подходом

В принципе особенности резервирования никак не влияют на предпочтения клиентуры, которой в первую очередь важны качественные условия SLA. "На первый взгляд у потенциального клиента дата-центра достаточно широкий выбор вариантов. В действительности очень ограниченный круг поставщиков услуг ЦОДов соответствует ожиданиям рынка как по спектру сервисов, так и по их качеству. Поэтому в одни дата-центры стоит очередь, а другие сетуют на пустующие площади, которые были введены в эксплуатацию год-полтора назад", – говорит директор по региональному развитию сервисов сети Stack Data Network Сергей Зайцев.

"Юниаструм Банк" относится именно к "качественным" клиентам. Сначала финансовая организация обратилась к услугам коммерческого ЦОДа Telehouse Caravan из-за небольшого объема бизнеса, критерий выбора был один – соотношение "цена/качество". "По мере нашего роста неоднократно возникал вопрос переноса обслуживания либо в другую компанию, либо в собственный дата-центр, – рассказывает Александр Куринный, директор департамента интернет-технологий "Юниаструм Банка". – Связано это было с ростом потребностей в качестве предоставляемых услуг. Однако и провайдер развивался, повышая качество обслуживания. Поэтому мы остаемся в коммерческом ЦОДе".

Сейчас для банка на первое место вышла индивидуализация обслуживания. "Нас не удовлетворяет стандартный ответ: "Мы ко всем клиентам относимся одинаково внимательно". За нашим бизнесом – сотни тысяч людей, и нам нужно, чтобы на наши запросы откликались мгновенно и круглосуточно. А при необходимости решали вопросы в индивидуальном порядке. Этого удается достичь в не самых больших ЦОДах. Именно этим, при наличии качественной составляющей, они могут быть интересны крупным клиентам", – объясняет приверженность поставщику Александр Куринный.

Вообще, особенностью ЦОДов от операторов является возможность комплексного предоставления услуг. "Наш клиент получает весь спектр необходимых услуг "в одном окне". Оператор отвечает за качество оказания не только услуг ЦОДа, но и за телекоммуникационные услуги, необходимые клиенту для связи с ЦОД – интернет-доступ, VPN, каналы передачи данных, – поясняет Павел Аверкин. – В случае аварии телекоммуникационный оператор быстрее устранит проблему на собственной сети, чем операторы независимых коммерческих ЦОДов. Им приходится взаимодействовать с провайдерами, предоставляющими им телекоммуникационные услуги".

"Крупные операторы владеют развитыми сетями передачи данных, присутствуют в точках обмена трафиком, предоставляют услугу доступа в интернет. Это позволяет им на основе собственных ЦОДов предлагать не только базовые услуги (например co-location), но и телекоммуникационные по выгодным для клиентов ценам, а также интегрированные сервисы", – рассказывает о преимуществах операторов на рынке коммерческих ЦОДов Александр Сморгонский, начальник отдела услуг передачи данных и интернета компании "Вымпелком".

Заместитель генерального директора телекоммуникационной компании "Караван" Андрей Касьяненко согласен с тем, что комплексный подход наиболее ценен: "Преимущество операторов связи - в комплексном предоставлении услуг связи вкупе с размещением оборудования клиента. Соответственно, комплексная услуга предоставляется на более выгодных условиях с полным контролем качества на каждом этапе. При этом клиент получает больше коммуникационных возможностей". Правда, в объяснении не затрагивается вопрос SLA, которое можно заключить с внешним партнером. Стимулирование рублем подстегивает оперативность, а внутрикорпоративная бюрократия крупнейших компаний порой напоминает чиновничью.

Выгодный клиент

Сергей Зайцев обращает внимание, что "под давлением спроса почти все операторы связи вынуждены искать возможность подключения клиентов своих дата-центров к каналам связи альтернативных поставщиков телекоммуникационных услуг. Но определяющим фактором выбора дата-центра по-прежнему остается качество предоставляемых сервисов, которое напрямую зависит от качества эксплуатации многочисленных инженерных систем дата-центра". Поскольку это требует комплексного и системного решения специализированных задач, многие операторы сами нередко становятся клиентами коммерческих дата-центров, способных соответствовать их требованиям. Например, среди клиентов Stack Data Network около 20% – телекоммуникационные компании и порядка 13% – поставщики интернет-услуг. Правда, речь идет об операторах из сектора СМБ.

Андрей Касьяненко считает, что коммерческие ЦОДы можно разделить на три типа в зависимости от владельца: принадлежащие интеграторам, операторам связи и прочие. Клиентами дата-центров интеграторов становятся заказчики интеграционных работ. "Этих проектов немного, они специфичны, сложны, долго реализуются", – говорит он.

В операторские дата-центры идут крупные корпоративные клиенты, заинтересованные не просто в размещении оборудования, хостинге, но и в аутсорсинге инфраструктуры. "В такие проекты, как правило, входят услуги передачи голоса, VPN, размещение ИТ-оборудования на площадке оператора", – уточняет Андрей Касьяненко.

Независимые площадки третьего типа в основном размещают оборудование клиентов, ориентированных на интернет-аудиторию: социальных сетей, всевозможных сервисных платформ, интернет-магазинов. "Бизнес клиентов этих ЦОДов технически замкнут на аппаратно-программном комплексе, размещаемом в центре", – поясняет Андрей Касьяненко. Таким образом, операторы получают заказчиков, которым требуются наиболее дорогие услуги коммерческих ЦОДов.

По мнению эксперта компании "Караван", комплексные услуги связи с использованием аутсорсинговых ЦОДов – наиболее молодая отрасль, которая динамично развивается.

Постепенно растет интерес к облачным сервисам, что также подтолкнет спрос на комплексные услуги коммерческих ЦОДов. Поэтому прорыв телекоммуникационных операторов в ЦОДостроении объясним и весьма перспективен.

Но пока доход ЦОДам операторов в основном приносят базовые услуги. "Наибольшим спросом пользуется базовая услуга Co-location и сопутствующие сервисы (приносят 80% выручки от общего объема коммерческих услуг, предоставляемых ЦОДом оператора), –рассказывает Александр Сморгонский. – Далее идет аренда выделенного сервера, также востребованы виртуальные сервера и услуги хостинга в целом".

Наталья Анищук

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS