Социальные карты: вчера, сегодня, завтра

Социальные карты: вчера, сегодня, завтраСтавшие обычным атрибутом жизни современного человека, пластиковые карты, выполнявшие раньше роль платежного средства,  сегодня переживают новый этап и становятся универсальным  документом, позволяющим не только  осуществлять банковские операции, но и получать причитающиеся гражданину социальные льготы. Однако повсеместное внедрение новых технологических решений наталкивается на серьезные преграды.

В различных регионах страны получены эффективные решения по внедрению социальных карт. Например, «Социальная карта москвича», «Карта горожанина» (в Санкт-Петербурге), «Социальная карта жителя Самарской области», «Социальная карта жителя г. Челябинска», «Социально-платежная карта ХМАО-Югра» и другие. Однако достижение полноценного эффекта от внедрения социальных карт на всей территории страны будет обеспечено только тогда, когда жители одного субъекта Российской Федерации смогут получить с помощью своих социальных карт полагающуюся по закону социальную помощь не только по месту постоянного жительства, но и при временном переезде в другой регион.

Проблемы региональных социальных карт

Несмотря на то, что в России активно развивается сфера предоставления социальных услуг на основе ИКТ и существует множество автоматизированных систем с применением смарт-карт, остается много нерешенных задач в этой области. Основная проблема заключается в автономности и закрытости ведомственных систем. Зачастую они никак не связаны между собой или просто не способны интегрироваться в связи с технологическими различиями. Сложившаяся ситуация не позволяет вести персонифицированный учет льгот и социальных гарантий, предоставляемых гражданам, обслуживать население по принципу «единого окна». Для решения этой задачи требуется организовать обмен информацией между ведомствами. Необходимо наличие единого стандарта, в ряде случаев общей технологической базы взаимодействия информационных систем, включая межрегиональную интеграцию.

К сожалению, отсутствие единства на всей территории Российской Федерации технологических процессов, информационных справочников и регламентов межведомственного взаимодействия, единой социальной карты и ее реализуемых приложений, а самое главное единого подхода и расчета социального идентификационного номера гражданина РФ является сдерживающим фактором в реализации системы социальных карт в российских регионах.

Создание и внедрение единой унифицированной социальной карты исключило бы возможность  разработки в каждом регионе Российской Федерации своей  региональной социальной карты. А гражданину РФ — владельцу  единой унифицированной социальной карты, обеспечило бы возможность использования её на всей территории Российской Федерации.

Создание региональной социальной карты сопряжено с большими материальными, трудовыми и финансовыми затратами:

  • затраты на оборудование пунктов приема анкет-заявок и выдачи социальных карт;
  • затраты на создание необходимой инфраструктуры, обеспечивающей возможность использования социальных карт у акцептантов (банкоматы, информационные киоски и абонентские терминалы);
  • модернизации информационной системы банка по адаптации инфраструктуры обслуживания банковского приложения социальных карт;
  • затраты на выпуск социальных карт;
  • затраты на разработку и реализацию проекта центра обработки данных и создание регионального регистра социальных карт;
  • затраты на обеспечение системы безопасности;
  • затраты на консультативно-техническую поддержку реализации проекта (консалтинговые услуги по организации проекта РССК, включая проведение обследования, разработку и согласование нормативной, технической и сопроводительной документации).

Поэтому важно знать, что создаваемая региональная социальная карта будет соответствовать техническим требованиям и стандартам, предъявляемым для единой унифицированной социальной карты с последующей  возможностью её интеграции.

Межрегиональное взаимодействие

Одной из задач проводимых на федеральном уровне работ стала выработка эффективного технологического решения, обеспечивающего межрегиональное взаимодействие по персонифицированному предоставлению и учёту социальных льгот и услуг на всей территории Российской Федерации без привязки к месту регистрации льготника в органах социальной защиты населения.

Для реализации такой технологии межрегионального взаимодействия необходимо обеспечить единый подход при подготовке и внедрении организационно-технических решений  в  регионах, учитывающий  необходимость взаимодействия региональных систем социальных карт на всей территории России. С этой целью региональные проекты должны  осуществляться на единой методической и нормативной основе, что позволит не только эффективно решить задачу создания региональных систем социальных карт, но и сделать эти карты по существу общероссийскими, обеспечить равные условия предоставления социальной помощи для каждого имеющего на это право гражданина. Для регионов унификация организационно-методической базы и типизация технологической платформы, основанной на успешном опыте внедрения  социальных  карт,  означает  возможность  использования  проверенных решений и снижения рисков при реализации проектов социальных карт.

В настоящее время осуществляется разработка таких унифицированных совместимых решений по социальной карте и по региональным информационным системам, обеспечивающим их функционирование, которые позволят использовать социальную карту в любом регионе.

Для обеспечения межрегионального взаимодействия социальных карт необходимо решить три основные задачи:

  • на всей территории страны с социальной карты жителя любого региона должна считываться информация, которая идентифицирует гражданина и подтверждает его права на получение социальной помощи;
  • в каждом регионе нужно обеспечить учет услуг, предоставленных с помощью карт жителям других регионов;
  • необходимо сформировать механизм взаиморасчетов между регионами при предоставлении социальной помощи.

Первые две задачи являются по существу информационно-технологическими. Их решение будет осуществляться путем разработки и использования в субъектах Российской Федерации унифицированных социальных карт, созданных на основе единых технических требований и стандартов. Прежде всего, это стандартизация социальной карты как идентификатора льготника и его прав, т.е. стандартизация идентификационных данных держателя социальной карты и идентификации самой карты. Кроме того, необходимо однозначно идентифицировать, к какой категории льготников относится держатель карты, и  обеспечить типизацию решений по основным приложениям социальной карты и по компонентам РССК. Одновременно требуется наладить использование единых регламентов и форматов обмена информацией между органами власти различных уровней и корпоративными системами, связанными с использованием социальных карт. 

Решение третьей задачи (реализация взаиморасчетов) связано с необходимостью решения не только технологических, но и нормативно-правовых, и организационных проблем. Для технологического обеспечения межрегионального взаимодействия и взаиморасчетов считается целесообразным создать на федеральном уровне специальный  центр  взаимодействия  региональных систем социальных  карт. Этот шаг должен сыграть значительную роль на пути продвижения к единому информационному пространству социальных карт; упомянутый специальный центр призван осуществлять маршрутизацию данных, поступающих из всех регионов об объемах фактически предоставленных через социальные карты услугах временно пребывающим жителям других регионов, которые будут передаваться в регионы  по  месту  жительства этих граждан. Технология функционирования этого центра и всей системы межрегионального взаимодействия прорабатывается в рамках выполнения работ по ФЦП «Электронная Россия».

Однако, наиболее сложными проблемами внедрения технологий таких карт в социальную сферу являются не столько технологические проблемы, сколько проблемы методологии построения систем социальных карт в регионах и интеграции региональных систем социальных карт в единую технологическую среду, единое информационное пространство и проблемы создания правовых и организационных механизмов, обеспечивающих легитимность функционирования социальных карт.

Законодательные препоны

В настоящее время использование социальных карт и применение технологий интеллектуальных карт в социальной сфере не регламентируется федеральным законодательством. В частности, необходимо урегулировать такие вопросы, как введение в правовое поле понятия «социальная карта», определение правового статуса социальных карт, т.е. необходимо решить: кто является их собственником; является ли использование социальных карт правом или обязанностью их владельца; является ли юридически социальная карта электронным средством индивидуальной идентификации; является ли социальная карта документом в общепринятом для российского законодательства смысле и может ли она заменить или дополнить иные документы (паспорт, пенсионное удостоверение, свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика, полис медицинского страхования и т.д.).

Необходимо законодательное регулирование вопросов защиты персональной информации, находящейся на социальной карте и в базах данных региональной системы социальных карт. Не менее актуальной является проблема построения единой для всей страны системы первичного учета граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Необходимо правовое обеспечение вопросов создания региональных социальных регистров населения, их взаимосвязи с федеральным регистром лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, вопросов обеспечения единой идентификации содержащихся в этих регистрах записей о гражданах.

Важнейшей проблемой использования социальных карт в масштабах всей страны, которую необходимо начинать прорабатывать уже в ближайшее время, является проблема правового регулирования отношений между субъектами Российской Федерации в процессе межрегионального взаимодействия при предоставлении социальной помощи с использованием социальных карт. Следует определить принципы поддержания региональных межбюджетных отношений по социальным услугам, фактически оказываемым жителям других регионов. Необходимо определить механизмы и правила организации межрегионального информационного взаимодействия.

Тимур Левченко / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS