Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Ситуационные центры наращивают функциональность

Ситуационные центры наращивают функциональность

До самого последнего времени основная часть средств, расходуемых на создание ситуационных центров, шла на закупку оборудования. Теперь ситуационные центры стали рассматриваться в первую очередь как средство сбора, обработки и анализа информации с помощью различных информационных систем. Однако представленное на рынке программное обеспечение часто не соответствует предъявляемым к нему требованиям.

Ситуационные центры в Российской Федерации создаются с 90-х годов прошлого века. В 1986 году соответствующим оборудованием был оснащен оперативный штаб по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, в 1994 году создан ситуационный центр при совете безопасности при президенте, который работает до настоящего времени и осуществляет мониторинг, моделирование последствий, анализ событий, происходящих в экономике, социальной сфере, в области национальной безопасности, в 1996 году открылся ситуационный центр в резиденции президента. Одновременно такие центры стали создаваться и при крупных компаниях, таких как "Газпром", "Лукойл", "Вымпелком", завод "Кристалл", "Московский метрополитен" и т.д.

В последние годы рынок ситуационных центров развивается все более активно. Более того, потребности заказчиков постепенно смещаются от закупок оборудования для визуализации, затраты на которое еще несколько лет назад составляли около 80% стоимости ситуационного центра, к внедрению систем интеграции, аналитической обработки и прогнозирования.

"В недавнем прошлом СЦ представлял собой набор больших цветных панелей, на которые выводилась красивая картинка, например, карта региона, в котором этот центр находится, - комментирует ситуацию Виктор Абрамов, директор по продажам компании InterSystems. - Несколько лет назад ситуация начала меняться. Пришло осознание того, что ситуационный центр – это центр поддержки принятия решений и обеспечения их. И сегодня при построении СЦ все больше задумываются над решением двух основных задач. Первая – это интеграция информационных систем, потому что информация находится в разных местах, и ее нужно собрать и предоставить в компактном, удобном виде лицам, принимающим решение. Вторая – это построение соответствующих математических моделей (экспертных систем), которые помогали бы обрабатывать имеющуюся информацию и создавать варианты оптимальных решений.

Современные ситуационные центры используются для коллективного анализа и решения сложных проблем, возникающих в процессе деятельности коммерческих компаний и государственных учреждений, а также при возникновении нештатных и чрезвычайных ситуаций, когда необходимо привлечение наиболее квалифицированных специалистов и руководителей высокого ранга.

Структурная схема ситуационного центра, 2009


Увеличить

Источник: Администрация Санкт-Петербурга, 2009

При создании ситуационных центров используются самые современные технологические решения. Среди них системы поддержки коллективной работы персонала (видеоотображение, озвучивание, коллективная работа с документами); системы мультимедийной связи (видеоконференцсвязь, телефонная связь, селекторная связь, передача данных); средства дистанционного видеонаблюдения, позволяющие оперативно получать визуальную информацию с места события; геоинформационные системы, позволяющие отображать любую необходимую информацию на фоне электронных карт местности; программные средства моделирования и прогнозирования, обеспечивающие возможность прогнозировать ситуацию или проигрывать различные варианты действий и оценивать результаты с целью выбора наиболее оптимального варианта действий; интегрированные базы данных, позволяющие в реальном времени получать необходимую информацию, в том числе графическую и видеоинформацию; документальные базы данных нормативной и справочной информации; расчетные задачи.

Каждой задаче – свое решение

До настоящего времени не существует единой общепринятой классификации ситуационных центров. Исходя из основных задач и масштабов деятельности, некоторые специалисты условно делят их на стратегические, оперативные и персональные.

Стратегический ситуационный центр является наиболее универсальным инструментом ситуационного управления крупной компанией или отраслью. Для его создания необходимо специальное помещение, оборудованное мониторами, на которые выводится информация об основных процессах как внутри компании или отрасли, так и на мировом и российском рынках в целом.

Стратегический ситуационный центр оснащается системой коммуникаций с внешним миром и источниками информации, а также современными вычислительными средствами и программным обеспечением, позволяющими решать как оперативные, так и стратегические задачи. Он позволяет разрабатывать комплексные оперативные и долгосрочные инвестиционные проекты и программы развития, вести расчет среднесрочных планов развития, разрабатывать программы стратегического маркетинга и т.д. В результате руководство компании или отрасли переходит от принятия отдельных решений к выработке сценариев (системных решений).

Оперативный ситуационный центр осуществляет контроль и анализ состояния компании или отрасли в режиме реального времени. В данном случае центральное место занимает имитационная модель, которая строится по экспертным указаниям руководства с заданными целями и приоритетами.

Внедрение оперативного ситуационного центра подразумевает создание специализированного коллективного рабочего места, аккумулирующего данные об основных параметрах работы компании или отрасли. Кроме того, имеется возможность оперативно обрабатывать внешнюю информацию, собираемую в интернете, а также в специализированных и региональных статистических базах данных при помощи программ-конверторов. Оперативный ситуационный центр позволяет в процессе проведения совещания смоделировать развитие ситуации, рассмотреть и рассчитать несколько возможных вариантов и найти оптимальное решение.

Персональный ситуационный центр представляет собой компьютеризированное рабочее место руководителя с необходимым аппаратным, программным и информационным обеспечением. Программное обеспечение преобразует экономические данные о текущем состоянии компании в информационные сводки, представленные в виде таблиц, графиков, карт в соответствии с требованиями руководителя.

В процессе подготовки информационных сводок персональный ситуационный центр проводит предварительный анализ данных о компании. Руководитель получает возможность не только оперативно ознакомиться с текущей экономической обстановкой, но и проанализировать ее и затем принять необходимые решения.

В ситуации инфоголода

Несмотря на то, что основной целью создания ситуационного центра являются не только сбор и визуализация, но аналитическая обработка данных и прогнозирование, там, где их пытаются использовать в разработке социально-экономических программ, специалисты отмечают суровый "информационный голод". По их словам, в данных органов государственной статистики отсутствуют многие необходимые показатели, а информация из иных источников не является официальной, что делает ее использование проблематичным. Существующее программное обеспечение для социально-экономических разработок во многом несовершенно, в частности, модели экономического прогнозирования не сбалансированы по индикаторам и не дают возможности составления системных прогнозов.

"Если говорить о наличии интеграционных платформ, то я считаю, что российский рынок готов удовлетворить потребности на 100%. Выбор интеграционных платформ очень большой, - говорит Виктор Абрамов. - С экспертными системами дела обстоят иначе. Сегодня уже созданы и используются экспертные системы по отдельным направлениям деятельности. Есть экспертные системы уровня предприятия, даже корпорации, но, насколько я знаю, нет таких, которые позволяли бы решать большие сложные задачи управления регионом. Они требуются уже сегодня требуются. Так что рынку есть куда развиваться".

Наталья Рудычева

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS