Обзор подготовлен

версия для печати
ИТ взяли под контроль транспорт и ЖКХ

ИТ взяли под контроль транспорт и ЖКХ

Информатизация управления инженерной инфраструктурой переживает всплеск интереса со стороны крупных государственных предприятий, которые сами зачастую являются элементами инфраструктуры мегаполисов. Хотя тема снижения операционных расходов присутствует везде, но на первое место всегда ставится проблема круглосуточного жесткого контроля коммуникаций.

Очень сложная инфраструктура у подземного транспорта, именно на таких предприятиях самые высокие требования к безопасности. Поэтому для них в первую очередь актуальны системы, информатизирующие управление инженерными коммуникациями. Конечно, никакая программа не заменит человека, окончательное решение всегда принимает сотрудник. Однако информационные системы значительно облегчают контроль. Проектов немного, но каждый из них заметен на рынке за счет оригинальных сложных решений и высокой цены. Стоимость работ по информатизации не разглашается, по оценкам экспертов, она обычно составляет 180-200 млн рублей. Известны общие суммы бюджетов транспортных объектов. Например, по словам главы Счетной палаты Сергея Степашина, строительство второй линии Волгоградского метротрама протяженностью 3,8 км с тремя станциями обошлось в 6,05 млрд рублей. По весьма приблизительным оценкам экспертов, информатизация подобных объектов обходится в сотни миллионов рублей.

Контроль метро

Проект по информатизации управления инженерными коммуникациями Волгоградского метротрама (завершен в ноябре 2011 года) стал одним из самых ярких инфраструктурных проектов прошлого года. На линии скоростного трамвая, часть маршрута которого проходит под землей, внедрена система, автоматизирующая процессы управления движением подвижного состава средств рельсового транспорта. Она включает централизованный мониторинг состояния и работоспособности функциональных узлов внешнего подключаемого исполнительного оборудования (светофоры, стрелочные переводы, звонки оповестительной сигнализации, генераторы частот автоматического регулирования скорости и т.п.). Кроме того, в рамках проекта создана автоматизированная система управления работой станций. Она централизованно решает задачи по приему и передаче электроэнергии с преобразованием по уровню напряжения и роду тока для распределения ее техническим службам освещения станций, вестибюлей и тоннелей объекта. В системе реализовано управление тоннельным и станционным вентиляционным оборудованием, позволяющим обеспечивать, контролировать и поддерживать воздухообмен в соответствующих служебных помещениях на уровне требований санитарно-гигиенических норм. Помимо этого, система в автоматическом режиме управляет оборудованием теплоснабжения, питьевого, хозяйственного и пожарного водоснабжения и насосными установками по откачиванию грунтовых, атмосферных и производственных сточных вод в городскую водосточную сеть и канализацию.

Проект был непростым, трудности были предопределены самой историей строительства метротрама. Первый подземный участок появился в 1984 году, тогда же началось строительство следующего перегона. В период политических пертурбаций финансирование работ было остановлено, строительство второй линии продолжилось только в 2006 году. В результате в метротраме установлено как современное, так и устаревшее оборудование."Системы автоматики, сигнализации и связи спроектированы и частично смонтированы в 80-е и 90-е годы на аналоговом оборудовании, не приспособленном для дистанционного управления", – говорит Леонид Пивоваров, директор дирекции городского электрического транспорта Волгограда. Создать единую систему дистанционного управления из диспетчерского центра оказалось очень непросто. "Часть систем, например, на вентиляционном оборудовании одной из станций, была выполнена по устаревшим технологиям, не предназначенным для диспетчеризации в принципе. Средств на замену оборудования не было, и мы вынуждены были собственными силами изучать существовавшие системы и модернизировать их так, чтобы появилась возможность удаленного управления, – рассказывает заместитель генерального директора компании Optima transport (ГК Optima) Александр Чибизов. – Вторая сложность была связана с длительным простоем установленного в 90-е и начале 2000-х годов оборудования. Его нельзя было запустить в эксплуатацию без предварительного технического обслуживания. Эту несвойственную для нас работу также пришлось взять на себя, иначе что есть система диспетчеризации, что ее нет – эффект был бы один и тот же".

Всего на трех подземных станциях, введенных в эксплуатацию в 2011 году, выполнены работы по пуско-наладке в совокупности более 200 шкафов автоматики. Они контролируют деятельность насосов, вентиляции, освещения, электроснабжения, отопления и других систем жизнеобеспечения. При этом аппаратные средства занимают в 4-6 раз меньше площадей по сравнению со стандартными решениями, требуют на 40-50% меньше обслуживающего персонала, потребляют на 40-60% меньше электроэнергии.

Следующим стоит вопрос о строительстве очереди линии Волгоградского метротрама протяженностью 6,6 км. По оценке вице-губернатора Волгоградской области Юрия Коваля, ее стоимость равняется половине годового бюджета региона, что означает необходимость софинансирования. Для сравнения, расходная часть бюджета Волгоградской области на 2012 год составляет 68,1 млрд рублей.

За год до метротрама подобные решения были внедрены в Казанском метро. На этом фоне Московский метрополитен выглядит отстающим. Правда, В Казанском метро ходят всего пять поездов, в каждом из которых 4 вагона. Протяженность линии между шестью станциями составляет 8,4 км (305 км у Московского метро). "В Московском Метро не используются автоматизированные системы управления инженерными коммуникациями. Причина в том, что основная инфраструктура создавалась 75 лет назад. При современных нагрузках (дневной пассажиропоток составляет 9 млн человек) оперативно контролировать систему подачи напряжения, сигнальную и тому подобные системы могут только люди", – пояснили в пресс-службе Московского метрополитена. Информатизация возможна, но потребует огромных затрат, подобные решения принимаются на уровне акционеров – правительства Москвы.

Коммунальное хозяйство

Московская объединенная энергетическая компания (МОЭК) летом 2011 года внедрила систему мониторинга узлов учета потребления энергоресурсов. Система построена на технологии M2M и контролирует более 23 тыс. объектов в домах Москвы. Генеральным подрядчиком проекта выступила компания "Комкор" (торговая марка "Акадо Телеком"), чья сеть стала основой телекоммуникационной инфраструктуры системы. Там, где можно было использовать проводную инфраструктуру, создана VPN с применением технологий IP/MPLS, MetroEthernet, HFC. В остальных случая сигналы передаются через сеть МТС по технологии GPRS по защищенному протоколу. Все данные аккумулируются в основном центре мониторинга "Акадо Телеком" и в центре мониторинга МОЭК.

В единую информационную среду интегрированы данные из 6 информационных систем МОЭК, работающих на различных технологиях доступа. Актуальные данные систематизированы в едином окне, это позволяет операторам системы получать на мониторе полную и достоверную информационную картину по всей Москве. Проект длился полгода. Собранные системой данные становятся основой для бизнес-анализа и взаимодействия с потребителями услуг компании.

"Система позволила существенно сократить время обнаружения и реакции на проблемные узлы, а также определять тенденции в отказах оборудования и уменьшить сроки восстановления работоспособности узлов учета потребления", – отметил Александр Лебедев, заместитель генерального директора МОЭК по информационным технологиям.

Наталья Анищук

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS