Вадим Харченко

Вадим Харченко:
Общие затраты на ИТ за 2012–2013 годы сократились на 30%

Вадим Харченко, начальник управления эксплуатации и развития инфраструктуры транспортной группы FESCO, рассказал CNews о снижении общих затрат на ИТ по группе за последние пару лет на 30%. Это стало возможным благодаря запуску частного облака на базе трех распределенных ЦОДов, принадлежащих группе.

CNews: Какие стратегические ИТ-проекты с 2014 по 2016 год планирует реализовать ваша компания?

Вадим Харченко: Транспортная группа FESCO в ближайшие два года планирует реализовать несколько стратегических проектов. Во-первых, мы намерены оптимизировать ИТ-платформу, поддерживающую бизнес-процессы линейно-логистического дивизиона. Проект предусматривает повышение эффективности планирования и управления контейнерным парком, реализацию единой бизнес-цепочки интермодальных перевозок, совершенствование процесса документооборота.

Во-вторых, мы планируем осуществить второй этап консолидации ИТ-инфраструктуры группы FESCO для повышения управляемости и прозрачности ИТ-процессов, оптимизации затрат на ИТ, внедрения передовых практик ITSM.

CNews: Какую роль в перечисленных проектах играет оптимизация ИТ-инфраструктуры?

Вадим Харченко: Оптимизация ИТ-инфраструктуры – это способ снижения затрат и повышения эффективности использования ИТ-сервисов. Для современной транспортной компании совершенствование ИТ-процессов становится не только внутренним механизмом, но и значимым конкурентным преимуществом на транспортном рынке.

В рамках проекта оптимизации ИТ-платформы линейно-логистического дивизиона группы более эффективная ИТ-инфраструктура является «фундаментом» для построения компонентов системы и «транспортом», обеспечивающим как взаимодействие компонентов между собой, так и доставку ИТ-сервиса до конечного пользователя. Соответственно, степень гибкости и масштабируемости ИТ-инфраструктуры оказывает весьма существенное влияние на стоимость, надежность и эффективность всей системы в целом.

Проект «Консолидация ИТ-инфраструктуры транспортной группы FESCO» – стратегическая, комплексная программа модернизации, стартовавшая в июле 2012 года. Она включает в себя ряд проектов: внедрение процессного подхода к управлению ИТ; централизацию и переход к сервисной модели оказания ИТ-услуг; реорганизацию и стандартизацию сетевой и серверной архитектуры; запуск единой службы ИТ-поддержки.

Эта программа целиком направлена на оптимизацию архитектуры и эксплуатации ИТ-инфраструктуры транспортной группы.

CNews: Какая работа по организации ЦОДов была проделана в 2013 году?

Вадим Харченко: В 2013 году был модернизирован ЦОД в филиале Транспортной группы FESCO во Владивостоке. Для построения инфраструктуры мы применили комплексное решение APC InfraStruXure, состоящее из источников бесперебойного питания, панелей распределения питания, программно-аппаратного комплекса APC ISX StruXureWare Operations, специально разработанного защитного саркофага и т.д.

По итогам реализации проекта построен ЦОД, полезная нагрузка которого может составлять до 70 киловатт при резервировании всех компонентов системы по схеме N+1. Центр обработки данных состоит из трех рядов стоек с выделенными холодными и горячими коридорами. Применены прецизионные кондиционеры APC InRow, объединенные в группы по коридорам, что позволяет балансировать нагрузку между кондиционерами и равномерно расходовать ресурс. Система гарантированного питания состоит из двух дизельных генераторов, двух городских вводов от независимых ТП и модульного ИБП. Все примененные компоненты имеют встроенные сетевые интерфейсы, что совместно с программно-аппаратным комплексом APC ISX Central Operations позволяет производить мониторинг в режиме реального времени и прогнозировать плановые работы по обслуживанию ЦОД. Защитный саркофаг необходим для оптимизации работы систем пожаротушения и кондиционирования, а также для защиты от протечек воды сверху.

Этот проект стал частью программы «Консолидации ИТ-инфраструктуры транспортной группы FESCO». Был осуществлен запуск корпоративного облака на базе трех распределенных ЦОД, одним из которых и является модернизированный ЦОД в нашем филиале.

CNews: Какие еще площадки используются? Почему выбор был сделан в пользу этих провайдеров?

Вадим Харченко: Другие два ЦОДа находятся в Москве. Сейчас рассматривается возможность миграции части облака на коммерческую площадку.

ЦОДы обеспечивают вычислительные и дисковые виртуализированные ресурсы для облака FESCO. Используя эти виртуальные ресурсы, ИТ-подразделения FESCO и партнеров разворачивают и поддерживают прикладные ИТ-системы, которые, в свою очередь, образуют портфель ИТ-услуг, предоставляемых бизнес-заказчикам.

CNews: Какие именно ИТ-услуги предоставляются на базе корпоративного облака?

Вадим Харченко: Большинство ИТ-услуг предоставляются из корпоративного облака, в каталоге насчитывается более 30 услуг, среди которых как базовые (инфраструктурные), так и прикладные.

CNews: В чем заключается экономический эффект от строительства нового ЦОДа?

Вадим Харченко: Экономический эффект для программы оценивался на базе расчета показателей для упрощенной модели – на базе трех компаний, входящих в группу FESCO. Далее полученные результаты экстраполировались на предполагаемый периметр консолидации.

В итоге результаты реализации первого этапа программы консолидации инфраструктуры в периметре компаний группы, находящихся в России, превзошли расчетные показатели. Общие затраты на ИТ по группе компаний FESCO за 2012-2013 года сократились на 30%, при этом сокращение распределилось равномерно по всем типам затрат. Проект был проведен силами собственных ИТ-подразделений без привлечения внешних консультантов и в рамках утвержденных бюджетов.

Очень важным результатом реализации программы в периметре компаний группы, расположенных в России, стал выход на новый качественный уровень управляемости ИТ-услуг и их компонентов, что оказывает позитивное влияние на эффективность деятельности всей группы.

CNews: Вы используете модель частного облака. Какие трудности возникали при создании бесшовной виртуализированной среды? На основе каких решений для виртуализации построено облако и почему были выбраны именно они?

Вадим Харченко: Наше частное облако реализовано преимущественно на базе блейд-серверов IBM и HP, СХД NetApp и системе виртуализации VMWare.

В различных регионах используется различные серверные платформы, это вызвано различием в качестве вендорской поддержки. В качестве систем хранения данных мы остановили свой выбор на оборудовании NetApp, которое имеет глубокую интеграцию с решениями VMWare по виртуализации. Для удовлетворения наших потребностей решение от этой компании оказалось самым экономически эффективным.

CNews: Какие трудности возникали во время реализации проекта и как вы их решали?

Вадим Харченко: В рамках модернизации ЦОДа во владивосточном филиале нам удалось успешно решить сложную задачу возведения нового машинного зала внутри существующего работающего ЦОДа. При этом было необходимо не просто совместить строительные работы по возведению машинного зала с операционной работой ЦОДа, но и плавно, без остановки ИТ-услуг, переместить сетевое, серверное оборудование и оборудование СХД в новый машинный зал. Этого удалось добиться благодаря тщательному планированию и аккуратному исполнению.

CNews: Какие интеллектуальные технологии использует ваша компания?

Вадим Харченко: Одним из перспективных планов является внедрение экспертной помощи принятия решений. Также мы собираемся использовать системы автоматизированного планирования контейнерного и вагонного парка по маршрутам и локациям в зависимости от их состояния и актуального перечня заказов на перевозки.

CNews: Как вы оцениваете качество ИТ-инфраструктуры компаний вашего сектора в России и за рубежом?

Вадим Харченко: Для того, чтобы провести подобную оценку качества ИТ-инфраструктуры компаний нашего сектора, нужны результаты независимого аудита, который позволит делать выводы. Пока подобной независимой информации о нашем секторе нет.

Вернуться на главную страницу обзора